Структура имиджа руководителя

Основными составляющими имиджа руководителя, по мнению Марии Колосовой, консультанта по организационному развитию компании «5 Professional Management» (Москва), являются [16]:

· внешность

ü внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.)

ü способ самоотдачи

· стиль поведения

ü направленность личности и позиции по отношению к окружающим

ü речевые особенности (лексика, невербальное поведение)

· стиль руководства (демократический, авторитарный, попустительский).

Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека, не требующей для своего опознания длительного времени, представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешность – понятие собирательное, внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и т.д.). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны связывать отдельные внешние характеристики с определенными характерологическими чертами.

Способ самоотдачи подразумевает под собой, насколько значима для руководителя его работа и люди, которые его окружают. Видят ли подчиненные в руководителе энтузиазм, и происходит ли «заражение» этим энтузиазмом.

Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. В нашей работе остановимся подробнее на ценностных ориентациях личности руководителя.

Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы [15].

К особенностям вербального и невербального поведения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением.

Под стилем руководства понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Курт Левин на основе экспериментов выделил 3 стиля, назвав их: «авторитарный», «демократический» и «попустительский или либеральный».

При авторитарном стиле руководства группа выполняет больший объем работы, чем в других, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. Характерны деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; эмоции не принимаются в расчет; голос руководителя – решающий, его позиция – вне группы. Данный стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных ситуациях, когда деятельность подчиненного носит алгоритмизуемый характер.

При демократическом стиле решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. Лидер стремиться управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу. Позиция руководителя – внутри группы. Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.

При либеральном стиле решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляя участникам группы полную свободу. Характерно отсутствие сотрудничества; дела в группе идут сами собой. Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы. Данный стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности [14].

Многие другие авторы к компонентам имиджа руководителя, на ряду с выше перечисленными, причисляют также:

Социально-демографические характеристики – пол, возраст, уровень образования, доходы, жилье, жизненный цикл семьи и т.д.

Поступок – форма поведения человека в определенной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности.

Параметры не основной деятельности составляют социальное происхождение, этапы профессиональной карьеры, семейное окружение, интересы, мнения, активность личности вне работы (спорт, хобби, манера проводить отпуск и т.д.). Заполнить эту информационную ячейку очень важно, ибо, как считают западные имиджмейкеры: «Имидж строится не на абстрактных понятиях, а на небольших, но убедительных фактах из жизни личности» [17].


Это интересно:

Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и д ...

Влияние организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методы диагностики тревожности и страхов
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания. Был использован тест Теммла и М. Дорки. ...

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разброса ...