_Р_
Страница 16

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ (англ. reflexology) — естественнонаучное направление в психологии нач. XX в., основоположником которого был врач и физиолог В. М. Бехтерев. На разработку рефлексологической теории оказали влияние идеи И. М. Сеченова о рефлекторной природе психической деятельности. Предметом изучения в Р. являлись все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Р. стремилась использовать исключительно объективные методы исследования, соотнося рефлексы с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальным источником возникновения рефлексов. В противоположность субъективно-идеалистической психологии, отрывавшей психические процессы от работы мозга, Р. стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами, используя для объяснения психических явлений данные физиологии высшей нервной деятельности, результаты неврологических исследований.

Р. занимала передовые позиции в науке по сравнению с субъективно-идеалистической психологией. Однако, критикуя взгляды представителей субъективистской психологии, оставалась на позициях механицизма, по существу Р. рассматривая психические процессы лишь как сопутствующие актам поведения (эпифеноменализм). Решающую роль в рефлекторном акте Р. отводила 3-му его звену — движению — в ущерб центральному психическому элементу. Тем самым она игнорировала проблему сознания и лишалась возможности дать адекватный анализ сколько-нибудь сложных психологических проблем.

Обосновавшись первоначально в области сов. психологии, Р. затем проникла в смежные науки, в т. ч. в сов. педагогику. Р. оказала влияние на педологию и педагогическую психологию, способствуя возникновению упрощенно-механистического понимания поведения ребенка. Р. обосновывала законы поведения детского коллектива механистическими законами «коллективной рефлексологии», фактически являвшейся одним из вариантов вульгарной психологизации (скорее, физиологизации. — Ред.) социологии.

РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО (англ. reflex circuit) — фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4 составляющих: афферентации (Aff), центрального управления (CSS), эфферентации (Eff) и движущейся системы (Mot). Впервые подробно изучено Н. А. Бернштейном, предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 8).

Рис. 8

РЕФРАКТЕРНЫЙ ПЕРИОД (от лат. refractio — преломление) — период времени, в течение которого нервная и/или мышечная ткани находятся в состоянии полной невозбудимости (абсолютная рефрактерная фаза) и в последующей фазе пониженной возбудимости (относительная рефрактерная фаза). Р. п. возникает после каждого распространяющегося импульса возбуждения. В период абсолютной рефрактерной фазы раздражение любой силы не может вызвать нового импульса возбуждений, но может усилить эффект последующего стимула. Длительность Р. п. зависит от типа нервных и мышечных волокон, типа нейронов, их функционального состояния и определяет функциональную лабильность тканей. Р. п. связан с процессами восстановления поляризации клеточной мембраны, деполяризуемой при каждом возбуждении. См. Психологическая рефрактерность.

РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ (от лат. receptus — принятый, полученный) — функциональная единица сенсорной системы, которая осуществляет переработку информации, полученной рецепторами. Морфофизиологическое Р. п. представляет собой совокупность рецепторов, соединенных с нервной клеткой, которая называется выходной (или суммирующей). Р. п. делятся на простые и сложные.

Простое Р. п. — это совокупность нескольких рецепторов, контактирующих с одной нервной клеткой. Сложное Р. п. — это совокупность нескольких простых Р. п., образованная путем контактирования выходных нервных клеток между собой возбуждающими или тормозными синапсами. В результате переработки информации в Р. п. выделяются основные характеристики раздражителей (см. Нейрон-детектор).

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Это интересно:

Бихевиоризм
[Бихевиоризм - от англ. behavior — поведение. — Прим. перев.] Структурализм и функционализм сыграли важную роль на раннем этапе развития психологии. Поскольку любая научная точка зрения представляет собой систематический подход к соответ ...

Типы учебной ситуации.
Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели - к овладению определенными знан ...

Конфликтные ситуации в медицине
Сложившие в процессе реформирования российского здравоохранения социальные условия взаимодействия всех субъектов медицинской практики, условия труда специалистов, трансформация социального статуса медицинских работников, специфика взаимоо ...