Взаимодействие раздражителя с рецептором вызывает в последнем специфические трансформационные процессы, в результате чего происходят изменения проницаемости поверхностной мембраны рецепторной клетки и возникает ионный ток, о котором судят по развитию местного потенциала, носящего название рецепторного потенциала. При этом изменение проницаемости мембраны рецептора, вызываемое специфическим раздражителем, наблюдается лишь в области собственно рецептирующей мембраны клетки. Эта область характеризуется незначительной электрической возбудимостью, и возникающий здесь ионный ток производит деполяризующее действие на электрически возбудимые участки рецептора, в которых при достижении определенной величины деполяризующего действия возникает ритмический разряд импульсов, распространяющийся по афферентному волокну в ц. н. с.
Трансформационные процессы в рецепторах являются специфическими для каждого рода рецепторов. Процессы же, связанные с генерацией электрических потенциалов, не являются специфическими, они присущи рецепторам различной модальности.
Природа трансформационных процессов, происходящих в рецепторах, только начинает раскрываться в последние годы благодаря успехам молекулярной биологии. Так, Р. света обеспечивается благодаря фотохимическим превращениям зрительных пигментов, представляющих собой комплекс мембранного белка опсина и связанного с ним хромофора — ретиналя. Наиболее существенная реакция в Р. света — это реакция, приводящая к нарушению связи хромофора с белком и последующему превращению производных родопсина, в ходе которого и возникает рецепторный потенциал.
Вкусовая Р., и в частности Р. сладких веществ, связана с наличием в мембране рецепторной клетки макромолекул белковой природы; Р. горьких веществ, по-видимому, связана с липидными молекулами мембраны, при этом большое участие в регистрации горького вкуса принимает фермент фосфодиэстераза, расщепляющий циклические нуклеотиды. О природе трансформационных процессов др. видов Р. мало что известно.
Р. раздражений, поступающих из внешней среды организма, носит название экстероцепции, из внутренней среды — интероцепции, из мышц и суставов — проприоцепции. Пороги Р., как правило, ниже порогов ощущения. Так, для возбуждения отдельного фоторецептора достаточно 1 кванта света, в то время как ощущение света возникает в ответ на действие 7 квантов.
Помимо Р. сенсорной в современной науке утвердилось понятие фармакологической Р., возникающей в результате взаимодействия различных химических и биологически активных веществ (медиаторов, гормонов и др.) с надмолекулярными образованиями клеток, приводящего к физиологическим реакциям органов и тканей (см. Ацетилхолин). Примерами таких рецепторов м. б. холодорецепторы, адренорецепторы и т. д. В обеспечении физиологических эффектов указанных рецепторов большая роль придается встроенному в мембрану клетки ферменту аденилатциклазе, обеспечивающему связь биологически активных веществ с внутриклеточным метаболизмом.
РЕЦИПРОКНАЯ КООРДИНАЦИЯ (от лат. reciprocus — возвращающийся, взаимный.).
1. Согласованная активность нервных центров функциональных систем, при которой возбуждение нервных центров одной системы вызывает торможение нервных центров др., антагонистической системы. Напр., возбуждение нейронов мышц-сгибателей сопровождается торможением в нейронах спинномозговых центров антагонистических мышц-разгибателей; возбуждение центра вдоха связано с торможением центра выдоха и т. п. Син. реципрокное торможение.
2. Термин «Р. к.» применяется и для обозначения сложных форм координации движений. Специальная проба на Р. к. (попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием левой) используется в нейропсихологии как диагностический прием: нарушение Р. к. указывает на поражение межполушарных связей. Ср. Мышечные синергии, Синкинезии.
Это интересно:
Экспериментальное исследование взаимоотношений детей
среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение
эксперимента
Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик:
1. Экспериментальная ...
Атрибуция личностных качеств
[Атрибуция — приписывание (чему-либо или кому-либо) некоторого свойства. — Примеч. пер.] Представьте, что вы оказались свидетелем следующей сцены в переполненном универмаге. Сборщик благотворительности подходит к покупательнице и на глаз ...
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных
эмоций на психологическое состояние детей
Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании о ...