_П_
Страница 74

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (англ. psychic states) — широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания (см. Интенция). Примерами П. с. могут служить: бодрость, усталость, психическое пресыщение, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности (см. Дереализация), переживание «уже виденного» (см. Псевдопамять, Узнавание), скука, тревога и т. п. Введение понятия о П. с. в качестве психологической категории связано с именем Н. Д. Левитова. П. с. так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие разных психических процессов. Восприятие, напр., художественной картины сопровождается определенным эстетическим П. с, которое может перейти в новое состояние под впечатлением от этой картины уже после ее восприятия. П. с. тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Изучение П. с. необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии — общей, педагогической, детской, инженерной, военной, творчества и т. д. Особое место при изучении П. с. занимает исследование психологии малых групп, объединенных общим трудом и целью (команды экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т. п.), а также при изучении человека, действующего в ответственных ситуациях, — предстартовые П. с. в спорте, П. с. у участников конкурсных исполнений, у студентов перед экзаменами, у летчиков в полете, у операторов, несущих дежурства, требующие особой бдительности. Проведен ряд исследований П. с, возникающих в экстремальных условиях (напр., стресса), фрустрации.

Изучение П. с. проводится с помощью наблюдения, психофизиологических методов (см. Методы электрофизиологические), анкетного опроса и тестов. Наибольшее значение имеет экспериментальное исследование П. с, основанное на принципе воспроизведения ситуации (см. Психологическое моделирование). Так, в практике врачебно-летной экспертизы применяется метод проб-нагрузок для учета реакций человека на действие того или иного фактора полета, воспроизведенный в лаборатории (перегрузки в полете и на центрифуге; угловые ускорения при укачивании в полете и при вестибулометрии и пр.). Экспериментальные исследования при моделировании ситуаций требуют: 1) выделения этих ситуаций и установления соответствующего порядка проведения эксперимента; 2) непрерывной или поэтапной оценки результатов; 3) оценки динамических показателей, регистрируемых полиэффекторным методом; 4) наблюдения опытным экспериментатором.

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В. В. Лебединский выделил 6 вариантов Д. п.: 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6) дисгармоничное развитие.

Примером Д. п. по типу недоразвития является олигофрения (см. Умственная отсталость). Для Д. п. по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные. Задержанное психическое развитие м. б. вызвано генетическими факторами, соматическими, психогенными, а также органической недостаточностью головного мозга (см. Задержка психического развития). Поврежденное развитие отличается от задержанного более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг. Пример поврежденного развития — положительная деменция. Дефицитарное развитие связано с недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и рядом соматических заболеваний, приводящих к инвалидизации (см. Специальная психология).

Страницы: 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79


Это интересно:

Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
Как уже говорилось, ВСД - это синдром, т.е. совокупность симптомов. Поэтому и лечение может быть только комплексное. Лечение одним каким-то методом чаще всего не срабатывает. I. Лечение вегетососудистой дистонии должно быть комплексным и ...

Попутное научение и целенаправленное учение
Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее: · научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающими ...

Эффективность активных методов обучения в условия ВУЗа
Активные методы обучения оказались наиболее продуктивными для взрослых, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. АМО базируются на экспериментально установленных факт ...