_П_
Страница 77

Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецовый. Лучшая разрешающая способность — у 2 последних.

Метод приемных детей предполагает сопоставление сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями; с 1-ми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды; со 2-ми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители — не родственники ребенка). Поэтому большое сходство ребенка с одними или др. родителями позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.

Метод близнецовый основан на том, что монозиготные близнецы (МЗ, неправильно называемые «однояйцевыми») — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные (ДЗ, «разнояйцевые»), как все родные братья и сестры (т. е. сиблинги, или сибсы, — дети одних и тех же родителей) имеют в среднем только 50% одинаковых генов. Поэтому по признакам, вариативность которых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство МЗ должно быть больше, чем у ДЗ. При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для МЗ и ДЗ. Один из вариантов этого метода — изучение разлученных МЗ — является своеобразным «критическим экспериментом»: исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах. Однако наиболее надежные сведения о соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков дает объединение результатов, полученных разными психогенетическими методами.

Различными психогенетическими, психометрическими и статистическими методами установлено наличие генетической дисперсии в вариативности интеллекта (диагностируемого тестами интеллекта) и «личностных» особенностей (г. о. динамических характеристик — активности, эмоциональности и т. д.), отдельных форм психопатологии и отклоняющихся вариантов развития, а также отдельных когнитивных способностей (напр., пространственных).

Имеющийся в П. эмпирический материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью: т. е. существует некоторая первичная, кодированная в генетическом аппарате человеческая индивидуальность. Однако крайне важно верно понять, что этот вывод реально означает. 1. Все данные П. говорят о причинах различий (вариативности) между людьми, они не м. б. перенесены на отдельного человека, т. к. не отвечают на вопрос о том, почему конкретный человек в данное время имеет, напр., столько-то баллов интеллекта. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка м. б. результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. 2. Соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т. д. 3. Когда речь идет о психологических признаках (т. е. «количественных»), «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии высока, могут меняться как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий. Однако чем выше генетический контроль, тем более индивидуализирована (первично, исходно) данная функция. В педагогической практике это означает, что столь же индивидуализированной должна быть и среда, т. к. только в этом случае обеспечивается максимальная реализация генетически заданных возможностей.

Страницы: 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82


Это интересно:

Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек
Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам. Но если в семье только один р ...

Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие ...

Особенности темперамента ребенка. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...