_И_
Страница 14

2. В последнее время появилось еще одно значение И. (и импульсивного поведения) — предпочтение менее ценного, но более близкого по времени наступления (менее отсроченного) подкрепления: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Против. выбор (более отсроченного, но и более ценного вознаграждения) характеризуется термином «самоконтроль». Исследования этих форм поведения проводятся на животных и людях. Данное значение допустимо обозначить термином «мотивационная И.» (чтобы не путать с описанной выше «операционной И.»). (Б. М.)

ИМПУНИТИВНОСТЬ — см. Экстрапунитивность.

ИНВЕРСИЯ (англ. inversion) — см. Защита психологическая, Реактивное образование.

ИНВЕРСИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ — см. Гомосексуализм.

ИНВОЛЮЦИОННЫЙ (от лат. involutio — свертывание) — относящийся к процессу обратного «развития» (деградации, регрессу).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. individual psychology) — направление глубинной психологии, основанное и разработанное А. Адлером после его разрыва с фрейдизмом. Название «И. п.» происходит от лат. individuum (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Через все проявления любой личности красной нитью проходит ее жизненная линия, направленная на реализацию жизненной цели (в более поздних работах — смысла жизни). Целью и смыслом жизни структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности складываются у ребенка в первые 3-5 лет и обусловлены г. о. условиями семейного воспитания.

В качестве движущих сил развития личности И. п. первоначально рассматривала желание компенсировать возникающее в раннем детстве чувство неполноценности (см. Комплексы неполноценности и превосходства), принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху перестало трактоваться как следствие первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в И. п. выступает социальный интерес (или чувство общности) — стремление сотрудничать с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется лишь в ходе воспитания. Недоразвитие социального интереса становится причиной преступности, наркомании, неврозов, психозов и др. социальных и психопатологических отклонений. И. п. внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи И. п. в Западной Европе и в США объединены в ассоциации И. п., существуют институты И. п. и журналы И. п. на нем. и англ. языках. (Д. А. Леонтьев.)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ (англ. individual differences in behavior) — особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. И.-п. р. м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

И.-п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и педагогической психологии, в психологии труда, в патопсихологии накоплен большой эмпирический материал об И.-п. р. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный интерес.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Это интересно:

Структура имиджа руководителя
Основными составляющими имиджа руководителя, по мнению Марии Колосовой, консультанта по организационному развитию компании «5 Professional Management» (Москва), являются [16]: · внешность ü внешний вид (прическа, одежда, аксессуары ...

Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика. В группу в ...

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...