_И_
Страница 15

Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А. Бине. В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудно перечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А. М. Джордан); рационалисты и эмпирики (В. Джемс); «глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты (К. Г. Юнг) и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес.

В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. — изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына и их сотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности (см. Свойства н. с.).

В психологии накоплены факты о т. н. индивидуальном стиле деятельности, т. е. об устойчивых способах работы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробные исследования И.-п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности н. с., мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.-п. р., касающиеся свойств личности (прежде всего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь посредством тестов; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности.

Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации. См. Изобразительные способности, Индивидуальность.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Это интересно:

Отцовство
Откуда она взялась, чем обусловлена главенствую­щая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обе­спечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмуж­ние женщины, и не пропадают без пом ...

Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Исследование было проведено на базе Альметьевского филиала института экономики, управления и права. В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве 18 человек, из которых мы ...

Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией. Предрасполагающие факторы вегетососудистой дистонии у детей
Вегетососудистая дистония или синдром вегетативной дистонии, - очень часто встречающаяся проблема. Вегетососудистая дистония у детей - это исключительно системное заболевание, то есть проблема всего организма (в силу строения самой вегета ...