Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие эмоций, представление об эмоциях
Страница 4

Полезная информация » Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии » Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие эмоций, представление об эмоциях

Тезис «эмоциональный тон» присутствует уже в ощущениях и восприятии, так как каждое событие, жизненная сцена или образы предметов и людей при их восприятии имеют для человека «эмоциональную оценку» и являются подтверждением взаимосвязи восприятия с эмоциональными представлениями. Специфика и доминирующая окрашенность эмоциональных представлений ребенка определяют качественные особенности эмоционального тона, восприятия им любых предметов, явлений, ситуаций.

Безусловно, существует связь эмоциональных представлений с качеством и процессом мышления. «Преобразование представлений играет важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового "видения" ситуацию». Следовательно, эмоциональные представления могут способствовать, выполнению познавательной задачи или сделать ее выполнение возможной.

«Опора на представление хорошо знакомых сцен, мест, событий, лиц является одним из наиболее эффективных мнемических средств (средств запоминания)». Положительная окрашенность эмоционального представления улучшает запоминание, отрицательная связана с забыванием. Человек также быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него актуального значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является механизм вытеснения.

С точки зрения З. Фрейда, человек забывает то, что ему непереносимо, тягостно вспоминать. Причиной (фактором) вытеснения может служить эмоциональное представление отрицательной окрашенности высокой степени интенсивности. Однако, по данным некоторых отечественных исследований, снижение интенсивности эмоционального представления (забывание эмоционально окрашенного события с течением времени) может трансформировать аффективное переживание до степени приятного- неприятного.

Существует оппозиционная концепция лучшего запоминания (долгого сохранения в памяти) отрицательных эмоций, т. е. отрицательно окрашенных эмоциональных представлений. К примеру, актуализация негативного эмоционального представления (воспоминание о ситуации переживания боли) сохраняется очень долго без снижения интенсивности.

Развитие эмоциональных представлений тесно связано с волевыми процессами. Их эмоциональная окрашенность отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Процесс достижения цели может вызвать различные эмоциональные переживания, в том числе и отрицательные, так как эмоциональные представления являются центральным феноменом мотивации.

Некоторые эмоциональные представления, возникнув, постепенно обобщаются. Процесс обобщения происходит на основе совпадения одного или двух компонентов когнитивно-аффективного образования (знак, модальность, содержание). Часто одно эмоционально окрашенное представление высокой интенсивности может придать определенную эмоциональную окраску (положительную или отрицательную) обобщенной группе. Другим механизмом является присоединение нейтрально окрашенного представления к обобщенной группе с эмоциональным знаком. В таком случае эмоциональное представление получает знак обобщенной группы.

При актуализации эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях возможно доминирование эмоционального представления, оказывающего положительное или отрицательное влияние на индивидуальный ход психического развития. Часто знак эмоционального представления не только охватывает обобщенную смысловую и модальную группы, но и начинает распространяться на процесс их образования. При этом эмоциональные представления иногда оказывают обратное их знаку влияние на развитие познавательных процессов. Положительно окрашенное эмоциональное представление может отрицательно влиять на процессы мышления или восприятия, и, напротив, отрицательно окрашенное эмоциональное представление может оказывать стимулирующее действие на развитие психики. [14;С.111]

Представления об эмоциях у детей как результат их познания эмоциональных явлений

Представления об эмоциях являются комплексным результатом познавательной деятельности и индивидуального эмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода к пониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детей могут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот вид представлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис. ЯЗЫК. 1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...

Виды детской одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в ...

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...