Вегетососудистая дистония или синдром вегетативной дистонии, - очень часто встречающаяся проблема. Вегетососудистая дистония у детей - это исключительно системное заболевание, то есть проблема всего организма (в силу строения самой вегетативной нервной системы). Локальных проблем, болезней в организме вообще не бывает, есть лишь локальные симптомы или синдромы скрытых системных нарушений.
Вегетативная нервная система (ВНС) или, иначе, автономная нервная система, висцеральная нервная система - это отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Вегетативная нервная система регулирует состояние внутренней среды организма, управляет Обменом веществ и связанными с ним функциями дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения.
Деятельность вегетативной нервной системы в основном непроизвольна и сознанием непосредственно не контролируется, отсюда и название «вегетативная», то есть растительная, не зависящая от сознания. Название «автономная» связано с ее условной анатомической независимостью от других отделов нервной системы и с ее функциями - она решает автономные, внутренние проблемы в организме. Название "висцеральная" связано с тем, что эта часть нервной системы «обслуживает» органы (латинское viscerus - орган).
ВНС состоит из двух структурно-функциональных отделов: сегментарно-периферического, обеспечивающего вегетативную иннервацию отдельных сегментов тела и относящихся к ним внутренних органов, и центрального (надсегментарного), осуществляющего интеграцию, объединение всех сегментарных структур, подчинение их деятельности общим функциональным задачам целого организма.
Сегментарно-периферический отдел состоит из двух относительно самостоятельных частей - симпатической и парасимпатической, согласованная деятельность которых обеспечивает тонкую регуляцию функций внутренних органов и обмена веществ.
Симпатические центры расположены в специальных отделах спинного мозга и через сеть околопозвоночных ганглиев (нервных узлов) и периферических нервных волокон связаны с внутренними органами. Парасимпатические центры расположены в специальных центрах стволовой части головного мозга (его основание) и отчасти в крестцовой части спинного мозга. К центральным надсегментарным вегетативным структурам относятся дыхательный и сосудодвигательные центры в стволе головного мозга, гипоталамус и лимбическая система в основании мозга.
Гипоталамическая область регулирует сердечнососудистую деятельность, температуру тела, работу желудочно-кишечного тракта, мочеиспускание, половую функцию, все виды обмена веществ, эндокринную систему, сон и др. Лимбическая система не только контролирует вегетативные функции, но существенно определяет вегетативный «профиль» человека, его общий эмоционально-поведенческий фон, работоспособность и память, а также осуществляет взаимодействие вегетативной и соматической нервной системы. Соматическая часть нервной системы и высшие анализаторы в коре головного мозга как раз и относятся к невегетативной части нервной системы и осуществляют анализ информации, контроль двигательной активности, температурную, тактильную и другие виды чувствительности, всю сознательную (не вегетативную, то есть не растительную) деятельность. Теперь, имея представление о строении и функциях вегетативной нервной системы, мы представляем, какие симптомы и жалобы могут быть у ребенка, имеющего неполадки в этой системе. Естественно, они могут быть практически любыми, и их может быть много. Также мы понимаем, что означает термин вегетодистония - нарушение нормального тонуса, а соответственно, и функций вегетативной нервной системы. Почему эта проблема называется еще и вегетососудистой дистонией? Потому что вегетативная нервная система, пронизывающая весь организм, тесно взаимодействует с сосудистой системой, также пронизывающей весь организм. Большинство вегетативных эффектов в организме осуществляется через изменение сосудистого тонуса, кровообращения, как в целом, так и в отдельных тканях и органах. Поэтому дисфункция вегетативных структур, как правило, сопровождается сосудистыми нарушениями, а точнее, нарушением адекватности сосудистого тонуса в ответ на предъявляемые требования внутренней и внешней среды.
Это интересно:
Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как
психологическая проблема
Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» [23; 35
Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негатив ...
Психологические особенности женщин зрелого возраста. Факторы
и условия развития личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Зрелость ...
Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных
свойств личности
Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод ...