Выводы
Со времен Сократа многие мыслители и ученые занимались изучением способности человека самостоятельно регулировать свои психические и физиологические состояния. Установлено, что человек, стремясь снизить эмоциональное возбуждение, путем различных непроизвольных действий (бессистемное движение, сжимание и разжимание рук, растирание лба, шеи, рук и т.д.) на бессознательном уровне осуществляет саморегуляцию своего психофизического состояния. Разработаны и предложены многочисленные методики для профилактики и снятия напряжения путем произвольных упражнений (управление особенностями дыхания, внимания и т.д.), которые однако, носят ограниченный по направленности, интенсивности и длительности последствия характер.
От этого избавлена комплексная методика саморегуляции психофизического состояния – аутогенная тренировка.
Данная психотерапевтическая методика «самогипноза» была впервые предложена немецким врачом психотерапевтом Й.Г. Шульцем в 1932 г. и направлена на оказание помощи пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением.
В настоящее время классический вариант Шульца значительно модифицирован и комбинирован. Широко используются специальные методики самовнушения, разработанные отечественными учеными (ускоренная аутогенная тренировка М.С. Лебединского и Т.Л. Бортника; коллективно-индивидуальный метод Г.С. Беляева и др.) и зарубежных ученых (десенсибилизирующий метод Ж. Вольперта, прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона и др.).
Аутогенная тренировка достаточно широко используется во многих странах мира для получения устойчивых положительных изменений психофизического состояния личности.
Это интересно:
Связь между телом и душой как предмет исследования
Взаимоотношение физического (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактических данных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливого понимания тела и души, могут быть сформулированы с ...
Методы психологических исследований
Теперь, когда мы уже немного представляем себе психологическую тематику и принятые подходы к ее изучению, можно перейти к рассмотрению стратегий психологического исследования. В общем научное исследование включает два этапа: 1) выдвижение ...
Типы учебной ситуации.
Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели - к овладению определенными знан ...