Заключение
Страница 1

Анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего последующего хода онтогенеза. Включение ребёнка во всё новые формы жизнедеятельности, приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности. Так, эмоциональная синтония, возникающая ещё на первом году жизни, постепенно преобразуется к дошкольному возрасту в эмоциональную децентрацию, обеспечивающую сопереживание и сочувствие, а в дальнейшем - формирование важнейших социальных чувств и межличностных отношений.

Одновременно с выделением специфических для каждого возрастного этапа особенностей личности можно отметить и важное значение инвариант в формировании личности. Прежде всего, это фундаментальная потребность в общении, на основе чего возникает потребность в эмоциональном контакте, которую можно также рассматривать как исходную форму потребности в общении, потребность в совместной деятельности, потребность в социальном соответствии, потребность в социальной компетентности и другие.

То же самое можно сказать и о смене доминирующих видов деятельности. Так же как и преобразованное общение ребёнка с окружающими людьми, преобразованные формы ролевой игры сохраняют свою актуальность на последующих этапах онтогенеза. Примером может служить демонстрация существенного значения игры в развитии учения в школьном возрасте (Ф.И. Фрадкина, 1955).

Как показывают исследования, масштаб эмоционального смещения последовательно, но неравномерно расширяется, позволяя ребёнку "переселяться" во всё более далеко отстоящие прошлое и будущее, как актуально происходящие. Очень важным представляется обнаруженный факт положительной связи ограниченности эмоционального смещения с неразвитостью эмоциональной децентрации и основных форм активности на данном возрастном этапе.

Опираясь на разведение функционального и общего психического развития (А.В. Запорожец, 1978), в данном исследовании формирование личности ребёнка рассматривается как "ядерный", ключевой момент общего психического развития. Именно на основе концепции общего психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца становится возможной такая конкретизация основных этапов формирования личности, которая позволяет дифференцировать нормальные и аномальные явления. При этом, как показывает проведённое исследование, наиболее быстро и открыто эти различия обнаруживаются в показателях эмоциональной регуляции, которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребёнка.

Решение одной из центральных задач нашего общества - формирование нового человека - включает как стратегию становления общественно активной, творческой и гармоничной личности, так и стратегию профилактики нежелательных отклонений в формировании личности, которые лишают индивида возможности полноценного участия в жизни общества. [9]

Проблема "трудных" детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту. Самым эффективным средством решения этой проблемы является профилактика потенциональной "трудности" на самых ранних этапах онтогенеза. Профилактика может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий.

Своевременная диагностика этих отклонений, должна строиться на изучении особенностей эмоциональной сферы, может стать "краеугольным камнем" предотвращения появления и развития социально неприемлемых новообразований личности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

Страницы: 1 2


Это интересно:

Потребностно-мотивационная сфера личности
Как говорилось выше, мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, как отечественной, так и зарубежной. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, прир ...

Проявление эмоционального неблагополучия. Кризис трёх лет
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие родители не знают, ч ...

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношескиий возраст (границы)
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...