Для более точного и глубокого изучения мотивационной сферы личности важно прежде всего четко определить понятие личности и ее структуру. Итак, появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Существует множество определений личности. Ниже приводятся некоторые из них.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. /5,386/
Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. /29, 65/
Личность - это прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъектапознания и активного преобразователя мира. /31, 94/
Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. /15, 46/
Личность - это совокупность свободы, индивидуальности, социальной интегрированности и глубокой религиозности. (Р. Мэй)
Личность - это относительно устойчивые внешне проявляемые характеристики, запечатленные в суждениях субъекта о себе и других людей о нем. (А.В. Петровский)
Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт, которыми определяется присущее данному человеку мышление и поведение. (Г. Олпорт)
Обобщая перечисленные определения, можно сказать, что личность - это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (например, характером, способностями, своеобразием эмоционально-волевой, познавательной и потребностно-мотивационной сфер).
Различные психологические теории выделяют различные составляющие структуры личности.
В частности, в теории психоанализа 3. Фрейд выделяет следующие компоненты: Id (оно). Ego (я), Super-Ego (сверх-я). «Оно» - это сфера желаний, «я» -рациональная часть личности, контролирующая сферу желаний, «сверх-я» включает моральные нормы, запреты, образцы поведения, этикет. Таким образом, «я» управляет поведением, оценивает поступки и, при необходимости, может даже наказывать человека.
Современные отечественные психологи, например, А.В. Петровский, выделяют следующие три составляющие структуры личности. Во-первых, это так называемая интраиндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. Во-вторых, это интериндивидная подсистема, включающая процессы межличностного взаимодействия. И, наконец, третьей подсистемой личности считается метаиндивидная, при которой личность не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы существующих «здесь и сейчас» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания оказываются взаимные воздействия индивидов посредством деятельности. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях получил название персонализации.
Существуют и другие системы анализа структуры личности. В частности, В.Г. Степанов выделяет следующие сферы личности: потребностно-мотивационную, познавательную и эмоционально-волевую. При этом считает потребностно-мотивапионную сферу ядром личности.
Это интересно:
Современное состояние проблемы конфликта. Теории и
структура конфликта
Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры", в которой впервые предпринята попытка рассм ...
Организация коррекционной работы для тревожных детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Основные принципы психокоррекционной
работы
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, А.И. Божович, Л.С. Выгоцким, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.
Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая ...
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...


