Психология труда: основные составляющие научной дисциплины. Основные разделы психологии труда
Страница 1

Полезная информация » Психология труда - основные составляющие научной дисциплины » Психология труда: основные составляющие научной дисциплины. Основные разделы психологии труда

Психология труда активно развивается. В ней появляются все новые подходы, направления, выделяются самостоятельные дисциплины: развитие субъекта деятельности и психология профессионализма; развитие человека в труде, стрессы, психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения особые условия деятельности; операционально-смысловые структуры опыта, перцептивный мир специалиста ; акмеологические инварианты профессионализма ; системный подход к проектированию социотехнических систем, рабочая нагрузка и ее измерение, профессиональный стресс, профессиональное обучение и перенос навыков, удовлетворенность трудом, мотивация, смыслы труда, его субъективная значимость; теория, методология и методы определения профессиональной пригодности, информационные технологии и человеческие факторы в компьютерных системах и др.

В первом разделе первой главы мы упоминали о назревающей необходимости различать два «масштаба» психологии труда как «комплекса научных дисциплин», предметы исследования которых на протяжении XX столетия все более различаются и «расходятся».

Представляется целесообразным прямо обозначить и разделить два разных плана, два контура современного состояния психологии труда — «внешний» и «внутренний». Один из них ориентирован на изучение деятельности отдельного человека (как индивида, как субъекта труда, как личности, как индивидуальности). Второй план ориентирован на изучение трудовой деятельности человека в широком социальном, экономическом, культурном, историческом, организационном и других контекстах.

Поэтому первый, «внутренний» план целесообразно называть психологией труда в узком смысле. Второй, «внешний», интегрирующий в себе новые и новые смежные и далекие друг от друга дисциплины, оправданно обозначить как психологию труда в широком смысле слова. Разделив два плана науки, можно точнее обозначить «координаты» и специфику основных компонентов нашей дисциплины в ее широком смысле.

Обобщая содержательно разнородный научный материал, необходимо выделить определенное число наиболее крупных линий развития научных дисциплин. Учитывая историю и традиции классификации, выделим шесть основных «компонентов», шесть «составляющих» психологии труда в ее широком смысле.

1. Психология труда (в узком смысле).

2. Инженерная психология.

3. Эргономика.

4. Организационная психология.

5. Профессиональная ориентация.

6. Профессиональное обучение

Доминирование того или иного компонента психологии труда (в широком смысле) или методологии и методического инструментария научной дисциплины определяется ролью тех или иных факторов в успешности труда субъекта, эффективности и надежности его деятельности. Так, например, важная роль внешних физических факторов среды (время, пространство, цвет, освещенность, культурные эталоны, образцы и др.) в деятельности человека-деятеля предполагают обращение ученого к эргономике.

Изучение деятельности и поведения субъекта, «погруженного» в интенсивную (плотную, специфическую, эмоционально насыщенную) информационную среду — есть компетенция инженерной психологии. Актуализация социально-психологических и организационных факторов в совместной профессиональной деятельности людей предполагает комплексный подход, присущий организационной психологии.

Структура психологии труда как научной дисциплины

Очевидно, что психология труда в широком смысле постоянно испытывает пульсирующие воздействия на ее состояние как последовательно развивающихся традиционных, «классических» психологических дисциплин, так и интегральных, «новых» научных дисциплин (рис.1). Достижения возрастной психологии не могут не сказываться на понимании, например, профессионально важных качеств (ПВК) в психологии труда, дифференциальной психологии — психических состояний человека, связанных с трудом (стресс, моно-тония, утомление и др.) и т. д.

С другой стороны, развитие новых интегральных дисциплин (ак-меология, андрогогика и др.) не может не отразиться на понимании в психологии труда профессионализма субъекта, его детерминант и составляющих, на технологиях профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Характеристика младшего школьного возраста
Возраст от 6–11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус – ребенок становиться школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений. У него ...

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разброса ...

Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...