Вместе с тем очевидно, что «объем» научных дисциплин, определяющих психологию труда в широком смысле слова, также изменчив во времени. В середине XX в. ведущую роль вследствие технического перевооружения производства обрела инженерная психология. Именно в этой области были сосредоточены наиболее квалифицированные научные кадры, велись масштабные и последовательные исследования. В 1960-1970-е гг., в связи с актуализацией «человеческого фактора» на лидирующие позиции выходит эргономика, обретающая все большую автономию, с 1980-х гг. — организационная психология, ставшая самостоятельной дисциплиной.
С 1990-х гг. по настоящее время наиболее динамично развивающейся научной дисциплиной является профессиональное обучение взрослых.
Можно предположить, что условное разделение дисциплины на психологию труда в узком и психологию труда в широком смысле слова также оправдано и связано с особенностями ее предмета. Предметом ее исследования всегда будет оставаться человек как отдельный индивид, взаимодействующий с предметом и средствами труда. Психология поступательно будет продвигаться навстречу его индивидуальности (психофизиологической организации, особенностям мотивации, квалификации и пр.). Со временем неизбежно изменятся условия труда человека как субъекта. Уже сейчас ученые обсуждают такие актуальные вопросы, как гибкий рабочий график, частичная занятость, вариативность условий рабочего места («виртуальные рабочие места», «виртуальные работники») и др. Очевидно, что спектр этих вопросов всегда будет оставаться прерогативой психологии труда, не теряющей своей актуальности со временем. Скорее, напротив, каждая историческая эпоха будет вносить новые и новые «вводные».
С другой стороны, человек не существует в обществе как изолированный индивид, даже если он занят индивидуальной трудовой деятельностью, и выполнение его трудовых функций не предполагает тесного взаимодействия с другими людьми. На его психологическом и психофизиологическом состоянии неизбежно будут сказываться социальные факторы — от «внешней социальной среды» (статус, престиж профессии, наименование должности, образовательный ценз, статус организации в обществе и пр.) до «внутренней» (психологический климат, групповые нормы, отношения с коллегами и руководством и пр.).
Серьезные коррективы в организацию труда внесли такие глобальные исторические изменения труда, как сокращение доли тяжелого физического и неквалифицированного труда и внедрение высоких технологий, компьютеризация производства, миграции рабочей силы («диверсификация»), сокращение рабочей недели, интенсификация профессиональной деятельности, возрастание интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, усиление контроля за продуктивностью работы каждого человека в течение дня и т. д. Очевидно, что это будет порождать новые и новые вопросы, на которые наука должна находить новые и новые ответы.
Это интересно:
Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как
психологическая проблема
Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» [23; 35
Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негатив ...
Психологические особенности женщин зрелого возраста. Факторы
и условия развития личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Зрелость ...
_О_
ОБНАРУЖЕНИЕ (англ. detection).
1. Наряду с различением, опознанием и идентификацией один из 4 основных сенсорных процессов (см. также Прием информации). В узком смысле — выделение сигнала из шумовых помех, в широком — помехами признаются ...