Зарубежные теории о поведении человека
Страница 3

Разработанный Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы имели огромные преимущества перед традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю проконтролировать и, в случае необходимости, исправить процесс решения задачи, мгновенно замечая ошибку учащегося. Кроме того, эффективность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Появлялась и возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знаний. /42,226/

Но у программ Б. Скиннера были и недостатки. Во-первых, экстериоризация обучения с целью поэтапного контроля действий тормозит развитие свернутых умственных операций; во-вторых, тотальный контроль за поведением при его коррекции недопустим, так как при этом нарушаются основные права детей. Несмотря на недостатки, подход Б. Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процессы обучения и формирования новых форм поведения.

Еще одну теорию, изучающую поведение, разработал Курт Левин. Он назвал ее «теорией поля». По своим признакам она была близка к гештальт-психологии.

Понятие «поля» было заимствовано К. Левиным из физики и использовалось в качестве аналога гештальта. Личность представала в виде «системы напряжений». В процессе жизни личность перемещается в окружающей среде (или в жизненном пространстве), одни части которой ее отталкивают, а другие - притягивают. На основе этой модели проходило изучение мотивов поведения. В частности, был открыт так называемый «эффект Зейгарник», констатирующий то, что энергия мотива, созданная заданием, при прерванном действии не исчерпывает себя, а сохраняется и преобразуется в память о нем.

Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того, как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали, задачу какой степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем крылось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность - переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др. /5, 54-55/

Проводя подобные эксперименты, К. Левин пришел к выводу, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой. Его исследования доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение может определять деятельность человека. Наличие таких мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов. Подобное поведение было названо Левиным волевым, в отличие от полевого, возникающего под влиянием сиюминутного окружения. Таким образом, К. Левин пришел к понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека и является основой целостного восприятия себя, прошлого, будущего.

Подход К. Левина отличали следующие моменты: во-первых, энергия мотива замкнута в пределах организма, т.е. индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого, во-вторых, мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус, т.е. она не сводилась к биологическим потребностям.

От анализа поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, К. Левин перешел к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Это направление было названо «групповой динамикой». Теперь уже группа трактовалась как динамическое целое. При этом сущностью группы считалось не сходство или различие ее членов, а их взаимосвязь. Эта новая исследовательская программа отразила актуальные социальные запросы общества.

Таким образом, К. Левин стал создателем новых областей и в социальной психологии, и в психологи личности.

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

СООтношение собственного «Я» и образа тела у белорусских женщин
Целью нашей практической части стало всестороннее изучение личности белорусских женщин, склонных к полноте, их мировосприятие и самовосприятие, их понимание мира вокруг себя и своего места в этом мире. В результате была сформирована след ...

Психические состояния личности и формы их проявления
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоционал ...

Сравнительный анализ ценностных ориентаций руководителя и ценностей корпоративной культуры организации
Изучение ценностных ориентаций руководителя мы осуществляли с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Прежде чем обрабатывать полученные данные мы разделили ценности, предложенные в двух списках (терминальные и инструментальн ...