Русский путь в науке о поведении
Страница 6

Подводя итоги, можно сказать, что идеи, развитые А.А.Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, общения и личности. Его концепция широко используется в таких современных науках, как психология, медицина, педагогика.

Другой подход к разработке предметной области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на марксизм, почерпнули в нем идею формирования сознания и его проявлений в горниле деятельности. Понятие о деятельности многозначно. И.М. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных. И.П. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, В.М. Бехтерев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание./5,65/

Одним из первых выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию Михаил Яковлевич Басов. Он включил в нее и факт сознания (переживание субъекта), и факт поведения (его мышечное движение).

Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-то навыком). Но она может также каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, «человек как деятель в среде»./42, 382/

Таким образом, центральной проблемой для М.Я.Басова выступила проблема развития деятельности, ее истории. Но для объяснения построения и развития деятельности подростка следует посмотреть на нее со стороны высшей ее формы, каковой является, согласно М.Я.Басову, профессионально-трудовая деятельность, включающая в себя и умственную.

Труд - особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения животных, объяснимого условными рефлексами. Его изначальным регулятором служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энергию. Иными словами, психический образ того, к чему стремятся люди, а не внешние стимулы, влияющие на них в данный момент, загодя «как закон» (говоря словами К. Маркса) подчиняет себе отдельные действия и переживания этих людей./42,383/

Из этого можно сделать вывод, что, например, обучение подростков отличается от реального трудового процесса, но строится на психологических началах, присущих труду: осознанная цель, которая регулирует действия, осознанная координация этих действий и так далее.

Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в работах Сергея Леонидовича Рубинштейна.

Как отмечалось ранее, вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Л.С.Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для М.Я.Басова; таким образом, роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Л.С.Выготского, а категория сознания - вне поля зрения М.Я.Басова. Исходя из этого, С.Л.Рубинштейн сформулировал для себя следующий подход к предмету психологии: сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе. В труде «Основы общей психологии» он писал: «Все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь».

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии./5,68/

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А) легко включается в работу; Б) активно действует; В) действует спокойно, без лишних слов; Г) действует робко, неуверенно. Как реагирует ребёнок на замечание вз ...

_Ч_
ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕТОДИКА — См. Методика частичного воспроизведения. ЧАСТОТНЫЙ ФИЛЬТР — см. Спектрометрия, Фильтр частот. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ (англ. anthropology; от греч. anthropos — человек + logos — слово) — широкий круг знаний, ...

Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...