Русский путь в науке о поведении
Страница 2

Открытие центрального торможения использовалось И.М.Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по И.М.Сеченову, вовсе не означает, что первые две части рефлекса оказались напрасными. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) «уходит вовнутрь», превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации /42, 353/.

Таким образом, физиологическим основанием сеченовской схемы психической деятельности является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. Глубинные преобразования в категории рефлекса открыли перспективу нового понимания предмета психологии. Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознания), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. И.М.Сеченов стал пионером науки, предметом которой служит психически регулируемое поведение.

Исследования И.М.Сеченова оказали огромное влияние на развитие науки о поведении в целом, а также на физиологию, психологию, медицину, педагогику и другие науки. Наиболее известным последователем И.М.Сеченова стал Иван Петрович Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности (поведении).

Одно из центральных понятий теории И.П.Павлова - понятие условного рефлекса. Впитав сеченовскую идею нераздельности организма и среды и сигнальной регуляции отношений между ними, И.П.Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось приобретение организмом новых форм поведения и перестройка сложившихся.

Итак, организм человека действует в неразлучной с ним среде, включающей в себя огромное количество раздражителей, на которые он и ориентируется. Однако не все раздражители из этого потока становятся для организма сигналами. Есть раздражители, которые, безусловно, вызывают ответную реакцию (реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего и т.п.). Раздражители этих рефлексов принято называть безусловными. Но есть и другая категория раздражителей, к которым организм не остается безразличным только в том случае, если их действие становится биологически значимым, т.е. способным принести ему пользу или вред - не своим воздействием на живое тело, а сигнальной функцией. Эти раздражители указывают на условия, которых следует избегать или к которым нужно стремиться путем соответствующих действий (рефлексов). Именно эти рефлексы и были названы И.П.Павловым условными.

Для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т.д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Именно тогда раздражитель трансформируется в сигнал. Сигнал и подкрепление, достигаемое действием организма, образуют основу поведения. Сигнал указывает на «картину среды», в которой оказался организм. Подкрепление позволяет организму выжить в этой среде (спастись от опасности или добыть нужную пищу). Сочетание сигнала с подкреплением позволяет организму набираться опыта. Выработка условных рефлексов - основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения. И.П.Павлов доказал это на множестве экспериментов /42, 355-356/.

Таким образом, сигналы, воспринимаемые органами чувств, вызывают в организме не только нервные, физиологические процессы. Полезное и вредное выступает в виде психических образов. Поэтому сигнальная функция придает рефлексу двойственный характер. Он, как подчеркивал И.П.Павлов, является одновременно и психическим, и физиологическим явлением.

Многие свои опыты И.П.Павлов ставил над животными. Переход от изучения животных к исследованию организма человека привел его к выводу, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалент - чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речи. Таким образом, именно благодаря ним в результате анализа и синтеза чувственных образов происходит возникновение обобщенных умственных понятий. В том случае, если происходит подкрепление сигнала (т.е. удовлетворяется потребность организма), между ним и реакцией на него организма устанавливается связь. И эта связь устанавливается в коре больших полушарий головного мозга. При повторении связи становятся все более прочными, хотя и остаются временными. Если в дальнейшем связи не подкрепляются, то прежние условные рефлексы тормозятся. В организме постоянно происходит дифференцировка сигналов, т.е. различение полезных и вредных от бесполезных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Персоналии
А Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н. Б Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюл ...

Особенности развития памяти детей дошкольников
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомни ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.[6] I. Запоминание — это ...