ТЖС – типичные жизненные ситуации
Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений.
Тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, частых упреков, игнорирования со стороны взрослых, что влечет неуспешность в деятельности у детей из-за чувства неуверенности, боязни сделать что-то не так, вины за сделанное.
Тревожность в общении со сверстниками возникает в ситуациях агрессии со стороны детей, непринятием ребенка в игру, в совместную деятельность, вследствие чего у него снижается самооценка, возникает чувство ущербности, изолированности, неполноценности.
У детей ситуации тревоги, связанные с игровыми навыками, с организацией игры, с установлением игровых отношений, взаимодействием в игре, непринятием в игру. Дети реагируют на такие ситуации беспокойно, с недовольством, чувством обиды, ревности, злости к сверстникам.
Высокую тревожность младшие школьники испытывают в ситуациях учебной деятельности и общения со сверстниками. Это чувство дискомфорта в общении, в конфликтных ситуациях, в организации учебной деятельности.
Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», была прослежена динамика снижения тревожности у детей по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций результаты в таблице 3.
Таблица 3 - Представим результаты сравнительно-сопоставительного анализа в виде диаграммы
Уровень тревожности |
До коррекционной работы |
После коррекционной работы |
ВУ |
7 |
3 |
ВСУ |
3 |
6 |
СУ |
5 |
6 |
НСУ |
- |
- |
НУ |
- |
- |
Рисунок 1 - Уровень тревожности до и после коррекционной работы
Из результатов видно, что снизился высокий индекс тревожности у 60% детей (5 человек). Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, что является нормой.
Снизилось количество детей, испытывающих тревожность в конкретных типичных жизненных ситуациях, об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4 и на рисунке 2.
Количество детей, испытывающих тревожность в различных жизненных ситуациях.
Таблица 4
Ситуация |
До коррекционной работы |
После коррекционной работы |
В-Р |
90% |
57% |
Р-Р |
60% |
57% |
ТЖС |
25% |
22% |
Результат уровня тревожности по Теммл, Дорки до и после коррекционной работы
Рисунок 2 - Снижение высокого уровня тревожности у детей
Кроме того, проводилась диагностика «Школьной тревожности» Филлипса. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года. В результате обработки интерпретации диагностики данных были сделаны выводы: у детей младшего школьного возраста в конце года снизился уровень школьной тревожности на 46,6% (7 человек), при чем, у 20% уровень тревожности соответствует норме, а у 20% уровень тревожности остался на прежнем уровне. У 2-х человек (13,3%) произошло значительное снижение уровня тревожности с высоких показателей на средние, так же, у 2-х человек (13,3%).
Таким образом, данные сравнительно-сопоставительного анализа теста Теммла и Дорка свидетельствуют о том, что использование организации коррекционной работы способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.
Это интересно:
Этика психологического исследования
Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Соответственно, Американской психологической ассоциацией (АП ...
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков.
Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только ...
Мотивация
учебной деятельности и ее развитие
Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является из ...