Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.
В результате обработки теста Р. Теммл и М. Дорки было выявлено следующее: в ситуации Взрослый-Ребенок (В-Р) испытывали тревожность 57% детей, в ситуации Ребенок-Ребенок (Р-Р) так же 57% детей, 22% детей имеют травматический опыт Типичных Жизненных Ситуаций (ТЖС) (умывание, еда в одиночку, сон в одиночестве).
В целом, у 60% детей наблюдается тревожность, у 20% детей высокий уровень тревожности, у 40% – тревожность с тенденцией к завышению. Данные представлены в таблице 1.
Уровень тревожности у младших школьников.
Таблица 1
Катя |
Даша |
Риджай |
Аким |
Тома |
Таня |
Аня |
Юля |
ВСР |
СР |
В |
В |
ВСР |
ВСР |
ВСР |
СР |
Олег |
Гена |
Денис |
Коля |
Настя |
Лена |
Дима | |
ВСР |
В |
ВСР |
СР |
СР |
СР |
СР |
В основном дети переживают ситуативную тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.).
Тревожность так же носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.
Дети чувствуют себя виноватыми, они беспокойны, боязливы, скованы, робки. Дети дисциплинированы, они делают все, что бы избежать неудач, так ребенок защищается от неблагоприятных воздействий (излишние запреты, гиперопека, одергивания), что усугубляет эмоциональное состояние, закрепляется и перерастает в личностное реагирование.
В методике были предложены ситуации взаимодействия «В-Р» и «Р-Р» и ситуации жизненного опыта, связанные с выполнением КГН.
В таблице 2 представлены результаты, которые показывают в каких ситуациях дети испытывают тревожность:
Типичные ситуации, вызывающие тревогу у младших школьников.
Таблица 2
Ситуац. |
Катя |
Даша |
Риджай |
Аким |
Тома |
Таня |
Аня |
Олег |
Гена |
Денис |
Коля |
Лена |
Дима |
Юля |
В-Р |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
Р-Р |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
ТЖС* |
+ |
+ |
+ |
Это интересно:
Осознание собственного тела
Мы осознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его. Тело — это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас — объект; са ...
Деятельность как определяющий фактор для формирования
личности. Условия формирования профессиональной деятельности
Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, вс ...
Образ тела как психологический феномен
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).
В процессе ...