Характеристика методик исследования
Страница 2

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Низкий показатель: склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и восприятия действительности. Высокий показатель: высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и восприятие действительности.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу».

3. Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора).

Текст опросника см. в Приложение №3.

Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Адаптирован Т. А. Немчиным в 1966 г. [33; 12 - 18].

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Процедура проведения

Инструкция

Распределите карточки на две группы в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.

Обработка результатов

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.

Суммарная оценка:

40-50 баллов рассматривается как показатель очень

высокого уровня тревоги;

20-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне

тревоги;

15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5-15баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

4. Диагностика склонности к стрессам

(Адаптированный вариант методики Дж. Дженкинсона ) [33; 41 49].

Тест состоит из 21 вопроса. См. Приложение № 4.

Инструкция.

Ответьте на предлагаемые ниже вопросы, используя следующие варианты ответов:

а) "да"б) "нечто среднее" в) "нет"

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов: каждый ответ « да» – 3, « нечто среднее» – 2, «нет» – 0.

Менее 35 баллов - устойчивость к стрессу;

От 35 до 85 баллов - норма;

Более 86 баллов - повышенная чувствительность к стрессу.

5. «Уровень субъективного контроля» (УСК)

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера (Приложение № 5). С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Современное состояние проблемы конфликта. Теории и структура конфликта
Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры", в которой впервые предпринята попытка рассм ...

Виды учебных и обучающих действий.
Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений . Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, ...

Амнезия детства
Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнить события своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точно вспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, н ...