Введение
Страница 1

Потрясшие нашу страну за последние два десятилетия катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост преступности и насилия, с очевидностью показали, насколько важна психологическая готовность персонала служб МЧС, МВД, ФСБ, частей и подразделений Министерства Обороны к работе в экстремальных условиях, способность сотрудников этих служб преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов, сохраняя при этом высокую работоспособность. В полной мере это касается военнослужащих войск ПВО.

Войска ПВО предназначены для борьбы с воздушным противником, защиты от ударов с воздуха административно-политических и промышленных центров и районов, прикрытия группировок войск и сил, важных военных и других объектов, то есть являются подразделениями повышенного риска [46; 326].

Профессиональная деятельность сотрудников подразделений «повышенного риска» сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Отрицательное воздействие связанных с ней стресс-факторов испытывают как отдельные сотрудники, так и коллективы подразделений, а также семьи сотрудников.

Сегодня очевидно, что система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, - это насущная, первоочередная необходимость.

Одним из составляющих звеньев этой системы являются мероприятия по повышению уровня психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику человека. Это воздействие может быть как мощным однократным, так и интенсивным многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности и может служить источником как объективно, так и субъективно (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного человека) обусловленного стресса.

Проблему психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях изучали Л.Д. Битехтина [3], А.Л. Ганюшкин [4], В.И. Лебедев [21 - 23] и др. Однако исследования психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях военнослужащих ПВО мало изучалась, поэтому данное исследование является актуальным.

Система психологически обоснованных мероприятий, направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, включающая учет индивидуально-личностных и организационно-управленческих факторов, получила название «стресс-менеджмента». Принципиальной особенностью этого подхода, по сравнению с традиционными психологическими интервенциями и групповой психотерапией, является его адресованность конкретным людям в конкретных организациях, сочетание образовательных, тренинговых, психокоррекционных, реабилитационных программ с элементами организационного консультирования, организационного развития [48; 50]. Вследствие этого изучение психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях является практически значимым, так как позволит разработать образовательные, тренинговые и коррекционные программы, позволяющие повысить уровень данной готовности именно у названной категории военнослужащих.

Цель: выявить особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Объект исследования: психологическая готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях.

Предмет: особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.

Гипотеза исследования: уровень психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях выше, чем у военнослужащих подразделений, не относящихся к подразделениям «повышенного риска».

Задачи:

1) рассмотреть теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях;

2) провести исследование психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях;

Страницы: 1 2


Это интересно:

Особенности методов консультирования и коррекции. Методы консультирования и коррекции молодых людей
Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование. Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партн ...

«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.
В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей. Многие дети в условиях повторного брака ...

Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенно ...