Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Страница 3

Согласно положениям его основоположников тренинг является методом формирования, опирающимся на проблемное обучение через действия и опыт. В тренинге используются данные об актуальном поведении участников и о возникающих в группах ситуациях, о попытках изменения, в частности, через взаимодействие. Основные составляющие тренинга - это расширение и углубление сознания и познания участников, изменение их установок посредством сознательного выбора, сотрудничества и совместной ответственности в рациональном решении проблем и выполнении задач, что достигается главным образом через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером. Рост сознания связан со столкновением мнений и установок с пережитым опытом, с констатацией ошибок и деформаций, открытием реальных фактов, направлением мышления на планирование и предвидение будущего. В результате этого процесса в личности могут произойти изменения в области восприятия себя, социальных ролей, групп и структур.

Очень существенным в рамках концепции К. Левина считались указанные последние изменения: лучшее понимание динамики групп, организационных проблем, способность использовать малые группы для наиболее чёткого функционирования общественных структур. Это послужило важной причиной широкого использования метода Т-групп для формирования управленческих кадров, специалистов, а также ожидания со стороны администраторов ощутимой пользы этого метода для функционирования различных учреждений и организаций.

Параллельно с развитием школы К. Левина и его последователей формировалась и другая школа, объединяющая тех, кто работал с малыми группами. Ее возглавил К. Рождерс из Чикагского университета. Работа этой школы первоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов для Veterans Administration. Основное отличие подхода Роджерса от подхода Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. В 1970 году К. Роджерс писал: «Чикагские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также на развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, в отличие от созданных в Бетеле групп, они имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность» [106, 33].

Для обозначения направления, развитого Роджерсом, используют разные названия: недирективное консультирование, недирективная психотерапия, клиент-центрированная психотерапия. Это направление активных групповых методов также имеет широкое применение и в настоящее время. Метод Роджерса концентрируется на субъективном опыте участников. В работе группы заложен принцип самоактуализации, которая способствует улучшению состояния и развитию личности участников. Тренер или консультант выступает в роли помощника в устранении эмоциональных блоков и препятствий к росту и способствует большей зрелости и усвоению нового опыта [95].

Таким образом, начиная с 40-х годов тренинг как вид активных групповых методов представлял собой отдельное направление, представленное двумя школами. Одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом для эмоциональной стабилизации и личностного роста.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Зависимая переменная
Зависимая переменная - величины, изменения коих зависят от воздействия переменной независимой. Те переменные, что связаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма. (7). Психологи имеют дело с поведением испытуемого, п ...

Персоналии
А Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н. Б Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюл ...

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX ...