Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Страница 1

Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.

До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивных индивидуальных изменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем, связанных с человеком [29; 38].

В западных станах

интенсивнее всего активные групповые методы развивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия [56].

Творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой, считается австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами.

Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения.

Одним из первых специалистов, также практиковавших «репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

Именно с началом работы с психически здоровыми людьми в научных публикациях наметилось новое направление в применении активных групповых методов. Эти методы применялись в целях обучения и коррекции поведения психически здоровых людей. Начали формироваться службы и центры, где проводилась работа с группами людей, объединенных сходными проблемами: одинокие матери, больные онкологическими заболеваниями, жертвы пожаров, люди с излишним весом, эмигранты и пр.

«Говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современные активные групповые методы, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия» [104, 23]. Свой метод Я. Морено построил на основе опыта театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией, а предназначалась для развития творческого потенциала человека. Но внутри – и межличностные изменения, достигаемые участниками послужили основой для развития психодрамы как активного группового метода психологического воздействия. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре. Исполняя различные роли, человек получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами [95].

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, в какой-то мере, и за его психическое здоровье и способность к адаптаци ...

Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек – профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профес ...

Методы изучения свойств внимания у младших школьников. Сведения об испытуемых
Испытуемые – учащиеся 2х классов, МОУ средней школы №26, Центрального района города Тольятти. Общее количество испытуемых – 60 человек. Основные методы, применяемые при изучении развития внимания у детей младшего школьного возраста. ...