Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.
До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивных индивидуальных изменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем, связанных с человеком [29; 38].
В западных станах
интенсивнее всего активные групповые методы развивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия [56].
Творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой, считается австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами.
Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения.
Одним из первых специалистов, также практиковавших «репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.
Именно с началом работы с психически здоровыми людьми в научных публикациях наметилось новое направление в применении активных групповых методов. Эти методы применялись в целях обучения и коррекции поведения психически здоровых людей. Начали формироваться службы и центры, где проводилась работа с группами людей, объединенных сходными проблемами: одинокие матери, больные онкологическими заболеваниями, жертвы пожаров, люди с излишним весом, эмигранты и пр.
«Говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современные активные групповые методы, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия» [104, 23]. Свой метод Я. Морено построил на основе опыта театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией, а предназначалась для развития творческого потенциала человека. Но внутри – и межличностные изменения, достигаемые участниками послужили основой для развития психодрамы как активного группового метода психологического воздействия. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре. Исполняя различные роли, человек получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами [95].
Это интересно:
Анализ и оценка результатов экспериментальной
работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика.
Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и на ...
Экспериментальное изучение выбора стиля поведения в конфликтных ситуациях
среди медицинских работников. Задачи и методики
исследования
В данной работе нами поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны медицинские работники в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально- ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских
взаимоотношений при различных сиблинговых позициях детей в семье
Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений и особенностей сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей от разных браков, их взаимосвязи, происходило в три этапа, на каждом из которых решались с ...


