Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Страница 2

В начале 50-х годов ХХ века В. Байон сформулировал динамическую теорию функционирования группы. Его концепция оказала большое влияние на теоретическое осознание групповых явлений. На основе спонтанного развития группы он выделил две доминирующие в ней формы деятельности: 1) целевую активность на рациональной основе и 2) активность, продиктованную эмоциями, которая, однако, укладывается в определённый тип взаимодействия. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Байон говорит о возможности конфликтов между этими планами и закономерности формирования «коллективных защитных механизмов». Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа [24; 7].

Одним из наиболее уважаемых в западной социальной психологии специалистов по активным групповым методам считается К. Левин, который также использовал малые группы, прежде всего, не в целях лечения, а для развития участников. К. Левин, так же как и З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия «поля» объяснял процесс развития личности. Подобно тому, как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому, вполне естественно, что Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, Левин проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После второй мировой война К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского института технологии. Работа Центра стала первым академическим проектом, посвященным изучению динамики малых групп.

В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет - начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых групп сензитивности и Т-групп.

В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппард сформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамки психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческих отношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активно применяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считают одним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.
В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей. Многие дети в условиях повторного брака ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Основные составляющие детской одаренности
Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слов ...