Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики
Страница 5

Полезная информация » Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков » Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики

Модель поведенческих навыков. Программы этой модели ориентированы на формирование у детей определенных умений и навыков поведения, позволяющих избежать приобщения к одурманиванию. Цель программ заключается не только и даже не столько в том, чтобы дать молодому человеку представление об опасности наркотиков, сколько в том, чтобы научить его правильно вести себя в ситуации наркогенного заражения.

Профилактика наркотизма сводится к тренинговой работе, своеобразному натаскиванию детей на отказ, когда поведенческая реакция возникает автоматически, лишь только появляется угроза наркогенного заражения. Но и у этой модели есть свои недостатки.

Во-первых, ситуации возможного наркогенного заражения чрезвычайно многообразны. Вряд ли молодой человек может освоить столь же много конкретных поведенческих схем. Во-вторых, поведенческая модель учитывает действие лишь внешних факторов, способных детерминировать наркотизацию (предложение со стороны окружающих). Внутриличностные характеристики (биологические, психологические особенности) остаются вне сферы внимания педагога. К тому же, предлагая подростку определенную схему поведения в ситуации наркогенного заражения (отказ от пробы), программа не учит его, как можно добиться решения своих проблем без помощи наркотиков.

Преимущественными формами организации обучения здесь являются психотерапевтические занятия, тренинги, ролевые игры и т.п.

Конструктивно-позитивная модель. Описанные выше программы носят запретительный характер. Однако природа не терпит пустоты, и опытный педагог знает - для того чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.

В отличие от информационной и поведенческой моделей модель конструктивно-позитивной профилактики носит альтернативный характер (Спрингер В., 1993). Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, способных провоцировать приобщение к одурманиванию, а также те функции, которые наркотики и другие наркогенные вещества выполняют в молодежной среде. Поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодому человеку в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, предупреждение проблем, преодоление стресса и т.п.). Таким образом наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения [44, c. 280-287].

При реализации программ конструктивно-позитивной профилактики используются формы, обеспечивающие детям активное участие в процесс антинаркогенной подготовки, стимулирующие и творческую активность, - ролевые игры, тренинги личностного роста, проектная деятельность и т.д.

Большое внимание в программах конструктивно-позитивной профилактики уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, освоению приемов его укрепления.

Модель конструктивно-позитивной профилактики считается наиболее эффективной и активно используется в практике образовательных учреждений зарубежных стран. В отечественной же педагогической практике самой популярной остается информационная модель. Учителя, как и 10-15 лет назад, продолжают читать скучные лекции, устраивать встречи с врачами-наркологами, организовывать выставки специальной литературы, которая не интересна детям. Стоит ли удивляться тому, как оценивают такую профилактику сами несовершеннолетние? В ходе нашего исследования выяснилось, что лишь 3% (!) молодых людей считают сведения, поступающие от учителей, полезными, нужными, достоверными. Остальные 97% крайне скептически воспринимают попытки взрослых, уверены в том, что «учителя не разбираются в том, о чем говорят», «их наставления никому не пригодятся».

Конечно, сегодня мы нуждаемся в новых, современных формах и технологиях, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную с молодежным наркотизмом. Безусловно, тут следует воспользоваться опытом, накопленным нашими зарубежными коллегами.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Это интересно:

Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками. Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми
Для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми студентам была предоставлена диагностика по теме «Основы психокоррекции и психопрофилактики». Диагностика включает в себя 10 теоретических и 2 практичес ...

Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей ...

Зарубежные теории о поведении человека
Как видно из вышесказанного, в России происходил резкий взлет в развитии рефлексологии как науки о поведении, что привело к возникновению за рубежом аналогичных теорий. Среди западных психологических течений, изучающих поведение человека, ...