Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики
Страница 4

Полезная информация » Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков » Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики

Персонификация целевого воздействия - к организации антинаркогенной подготовки могут привлекаться люди, для которых проблема наркотизма имеет личностную значимость, - бывшие больные, сумевшие преодолеть зависимость. Этот принцип еще не получил широкого распространения в практике отечественной профилактики, хотя за рубежом он весьма популярен. Таким образом достигается эффект большей доверительности, подлинности, убедительности информации, поступающей к молодым людям. Одновременно у подростков формируется представление о возможности человека победить порок, преодолеть наркогенный соблазн.

Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры - в процессе подготовки несовершеннолетних следует задействовать специальные социопсихологические механизмы, обеспечивающие позитивное восприятие и принятие формируемых установок. Речь идет о феномене эффективного влияния через героев и атрибуты массовой художественной культуры, популярных, модных в среде молодежи. Действительно, информация, услышанная из уст кумира, его жизненная позиция непременно вызывают внимание, стремление подражать (что далеко не всегда можно сказать об информации, поступающей от родителей и учителей). Эффективно и использование модных досуговых форм - шоу, дискотек, хоп-акций и т.п. Это позволит сформировать особый продвинутый имидж позиции «против наркотиков».

Принцип запретной информации - педагог не Должен использовать в своей работе с детской аудиторией информацию, которая так или иначе способна облегчать приобщение к наркотизации (описание технологии и вариантов применения наркотиков и т.п.).

В зависимости от преобладания тех или иных форм и методов выделяется несколько типов организации психолого-педагогической профилактики [39, c. 58-60]

Информационная модель является наиболее «древней» в эволюции программ антинаркогенной подготовки несовершеннолетних. Возраст этих программ составляет более 150 лет, впервые они стали использоваться в школах уже в середине XIX в. Конечно, тогда программы были направлены на борьбу с курением и использованием детьми алкоголя. В основе модели лежит представление о том, что люди употребляют одурманивающие вещества, потому что не знают об их опасности. Следовательно, если дать подросткам наиболее полную информацию о вреде наркогенных веществ, они перестанут их использовать.

Первоначально информационные программы носили запугивающий характер, т. е. основной акцент делался на негативные, смертельные последствия наркотизации для здоровья. Между тем, как уже было сказано, такие приемы в отношении молодых людей оказываются малоэффективными. Связано это, во-первых, с естественной для несовершеннолетних склонностью вовлекаться в рискованное поведение, привлекательностью опасных факторов. Во-вторых, в силу недостаточно сформированного умения прогнозировать результаты своего поведения (что связано с возрастом) дети не могут до конца оценить для себя реальную опасность наркотизации, представить, что приятное сейчас станет впоследствии неприятным.

На смену запугиванию пришла модель фактических знаний. Детям предоставлялась максимально полная и объективная информация о самых разных аспектах наркотизма. Предполагалось, что это даст молодым людям возможность самостоятельно оценить сведения и сформировать собственную позицию в отношении наркотизации.

Однако при использовании модели фактических знаний не учитывался ряд важных факторов. Из-за отсутствия необходимого жизненного опыта подростки не всегда способны эффективно использовать свое право на самостоятельный анализ и сделать правильные выводы из услышанного, прочитанного, увиденного. Кроме того, избыточность информации может непреднамеренно провоцировать любопытство и интерес к проблеме. Не следует забывать, что каждый ребенок имеет право не только знать, но и не знать.

Основными формами, используемыми в информационной модели, являются лекционные занятия, семинары, конференции, мини-спектакли и т.д. Детям при этом отводится пассивная роль слушателей, поэтому эффект такого информирования оказывается невысоким.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Особенности темперамента ребенка. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...

Разнообразие и особенности детских взаимоотношений в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...

Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
Слово «семья» имеет несколько значений: 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. 2. перен. Род, поколение ...