Введение

Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.

Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Исследование проблем молодежи вообще – веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.

В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.

Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной

молодежи.

Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.

Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Задачи исследования:

1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте;

2) выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

Методы проведенного исследования:

- метод наблюдения;

- методика М.Рокича;

- методы обработки данных.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении.

Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

Учет динамики ценностных ориентаций современной молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики (без их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех).


Это интересно:

Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. ...

Смысл жизни. Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным? Понятие смысла пр ...

Общие принципы создания имиджа организации
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары или услуги фирмы отличаются от товаров или услуг конкурентов. Искусственное создание имиджа лучш ...