Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility) С. — предрасположенность к чему-нибудь, наличие условий для возникновения чего-нибудь, подверженность чему-либо. Примеры: склонность к полноте, к заболеванию (туберкулезом, шизофренией), к иллюзиям, к панике, к сверхценным идеям (у психопатов). (Б. М.)
СКОТОМА (от греч. skotos — темнота) — т. н. «слепое пятно», т. е. участок поля зрения, проецирующийся на лишенный рецепторов диск зрительного нерва (физиологическая С.), или ограниченный дефект в поле зрения, обусловленный болезнью сетчатки, зрительного нерва, глаукомой и др. (Б. М.)
СКОТОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ — см. Адаптация зрительная, Адаптация сенсорная, Зрение, Световая чувствительность, Фоторецепторы.
СЛАВИНА ЛИЯ СОЛОМОНОВНА (1906-1986) — известный отечественный психолог, ученица Л. С. Выготского. Более 30 лет она проработала в лаборатории психологии воспитания Ин-та общей и педагогической психологии (в М.), руководимой Л. И. Божович. Ее оригинальные исследования смыслового барьера и аффекта неадекватности базируются на большом фактическом материале. Труды С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (1958) и «Дети с аффективным поведением» (1966) и сегодня остаются настольными книгами для специалистов в области детской и педагогической психологии. (А. А. Оспенникова.)
СЛЕДЫ ПАМЯТИ (англ. memory traces) — временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Возникновение С. п. обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность, лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Мнемическая функция, Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко.)
СЛЕДЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ (глаз) (англ. tracking eye movements; pursuit movement) — медленные и плавные версионные движения глаз. С. д. возникают только в ответ на реальное или кажущееся движение объектов в поле зрения. Иногда к числу С. д. также относят компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. С. д. возникают со средним латентным периодом ок. 130 мс. С их помощью можно безошибочно отслеживать объекты, движущиеся со скоростью до 30-40 угл. град/с. При дальнейшем увеличении скорости движения объектов глаза начинают отставать. Возникающее «смазывание» видимых объектов приводит к нарушению различения тонких деталей объектов. В связи с этим амер. психологом Э. Людвигом было введено понятие «динамическая острота зрения».
Существует предположение, что С. д. имеют систему регуляции, автономную от системы регуляции саккадических движений глаз. Это предположение подтверждается данными о различном действии психофармакологических веществ, в частности, барбитуратов (см. Психотропные средства), на саккадические и С. д. См. Ауберта—Фляйшля феномен.
СЛЕЖЕНИЕ (англ. tracking) — один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. — компенсирующее и преследующее. В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2 независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. — текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора — минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)
Это интересно:
Виды консультативной психологической помощи семье
Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти разли ...
Профессиональная деятельность и образ будущей профессии
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компонент ...
Особенности мнестических процессов
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное ...