_С_
Страница 22

Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С. и. Дж. Брунер в связи с этим отмечает: «Человек, попавший в условия С. и., обречен на питание собственными внутренними ресурсами, и от объема и качества этих ресурсов и будет зависеть характер его поведения в новых условиях. Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром». (Т. П. Зинченко.)

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА (англ. sensory system) — син. термина «анализатор».

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ (англ. sensory standards) — термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. С. э. — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры С. э. — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.

В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. См. Развитие восприятия, Ранний возраст.

СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus — ощущение, чувство) — относящийся к чувственному уровню отражения (см. Отражение чувственное). Напр., С. событие, С. эффект — термины, весьма близкие по смыслу к ощущению; С. информация — информация, поступающая из сенсорной системы, С. ряд — ряд изменяющихся по величине ощущений и т. д. См. также Сенсорная изоляция, Сенсорные эталоны, Сенсорный регистр, Сенсорный шум. (И. Г. Скотникова.)

СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД — см. Изоляция, Сенсорная изоляция.

СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (англ. sensory register) — гипотетической блок когнитивных моделей хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования (см. также Память, Память иконическая, Память эхоическая, Трехкомпонентная модель памяти). (А. И. Назаров.)

СЕНСОРНЫЙ ШУМ (англ. sensory noise) — случайные возбуждения, возникающие в сенсорной системе; концепция С. ш. продуктивна при подходе к абсолютному порогу как к порогу обнаружения сигнала на фоне С. ш. См. Психофизика. (И. Г. Скотникова.)

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — ощущение, чувство) — учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.

В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: «Нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах» (см. Мышление). В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С., в эпоху Возрождения и Нового времени боровшимися с приверженцами рационализма (напр., Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), считавшими, что в познании имеется содержание, принципиально не выводимое из ощущений.

В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология, в которой, соответственно указанным выше философским расхождениям, связь элементарных ощущений, порождающих сложные психические продукты, понималась либо как имманентное свойство сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Дж. С. Милль) либо как производное системы материального взаимодействия между телесной «машиной» и внешним миром (Д. Гартли, Ж. Ламетри).

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Это интересно:

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...

Зависимая переменная
Зависимая переменная - величины, изменения коих зависят от воздействия переменной независимой. Те переменные, что связаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма. (7). Психологи имеют дело с поведением испытуемого, п ...

Воздействие средств массовой информации на выражение агрессии детьми
Вопрос о том, повышается ли уровень агрессии детей вследствие просмотра телепередач, включающих сцены насилия, до сих пор остается спорным. Хотя многие наблюдатели считают, что насилие, показываемое по телевидению, воздействует на поведен ...