_П_
Страница 67

Формы П. к.: 1) справочная (профинформация) — сообщение сведений об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования, предъявляемые к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения квалификации и продвижения, условий оплаты и пр.); 2) простейшая в школе — практические советы взрослых, хорошо знающих ученика (напр., учителей, родителей), особенно когда он не может сделать самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными данными и экономической ситуацией; 3) определение профессиональной пригодности консультируемого на основе его психологического изучения. Эта форма П. к. наиболее ответственна и может проводиться только специалистами.

П. к. основывается на след. принципах: 1) добровольность участия клиента в П. к.; 2) активность его в принятии решения; 3) конфиденциальность диагностической информации; 4) многовариантность выбора.

Психологическая П. к. проводится в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, психологическую диагностику способностей и склонностей, коррекцию представлений клиента о себе и мире профессий, выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора, «обратную связь» о результатах П. к. В РФ разработаны системы профориентационных тестов и опросников (Е. А. Климов), профориентационных игр, компьютерных профконсультационных систем. Во многих государствах система профориентации молодежи включает в себя психологическую П. к. (В. Н. Дружинин.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) — система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. П. о. способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. П. о. включает в себя: 1) профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; 2) профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; 3) профессиональное консультирование уч-ся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения П. о. нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Он включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. (В. Д. Шадриков.)

Страницы: 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72


Это интересно:

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...

Методика исследования
В качестве испытуемых выступили: 20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области; 20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета. Для решения поставленных задач были использ ...