_П_
Страница 5

ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА (англ. impaired memory ability) — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют след. виды П. р.: амнезия — отсутствие памяти, гипомнезия — ослабление памяти, парамнезия — обманы памяти.

Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, ретардированную, фиксационную, прогрессирующую (см. Закон Рибо), по нейропсихологическому синдрому (см. Синдромы нейропсихологические) — на модально-специфические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мнестической деятельности.

Гипомнезия либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной. В ряде случаев гипомнезия сопровождает различные аномалии психического развития (см. Задержка психического развития, Умственная отсталость).

Парамнезии подразделяют на обманы памяти по типу «уже виденного» (см. Псевдопамять, Криптомнезия), на смешения следов памяти (см. Контаминация, Сон), на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер (эхомнезии). Парамнезии относятся к симптомам нарушения сознания (см. Сознания патология). См. также Конфабуляция, Псевдопамять.

П. р. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях П. р. входят в синдром агнозии. В зависимости от характера неузнаваемых объектов такие нарушения узнавания носят название лицевой агнозии (прозопагнозия), буквенной агнозии, пальцевой агнозии и др. (Н. К. Корсакова)

ПАМЯТИ ТИПЫ (англ. types of memory) — преобладающие особенности процессов памяти в соответствии с индивидуальными различиями в продуктивности запоминания и сохранения образного и словесного материала. Различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный П. т., которые зависят в определенной мере от соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. Более или менее выраженные особенности того или иного типа обусловливаются также требованиями профессиональной деятельности. Наглядно-образный тип дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают двигательный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой П. т. Они редко проявляются в чистом виде, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный и пр. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. Наиболее распространенной гипотезой о физиологических механизмах, лежащих в основе памяти, была гипотеза Д. О. Хебба (1949) о 2 процессах памяти: кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременной памяти является ревербация электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременное хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. След памяти переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации (закрепления), который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Т. о., процесс реверберации, продолжающийся не менее нескольких десятков секунд, предполагается необходимым для долгосрочного хранения. Известны гипотезы, допускающие несколько иную временную и функциональную взаимосвязь механизмов кратковременной и долговременной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Это интересно:

Эргономика
Термин эргономика (от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонол ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очере ...