_И_
Страница 24

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о .» (Bewubtsen von .), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.

2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А. Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга).

1. Т. зр. на психофизическую проблему, утверждающая возможность взаимодействий между психическими процессами (душой) и физиологическими процессами (телом). Такую т. зр. предлагал Р. Декарт. Ср. Психофизический параллелизм.

2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого множества явлений, включая развитие личности. Базируются на теории символического И. амер. философа Джорджа Мида (Mead, 1863-1931). Ее основные положения сводятся к след. Становление «Я» (личности индивида) происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Адекватной, с т. зр. сторонников И., и наиболее часто исследуемой моделью таких ситуаций является игра. В ней человек выбирает для себя в качестве партнера «значимого другого» и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается «значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают др. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что основным механизмом формирования личности во взаимодействии с др. является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих. См. Психология социальная.

ИНТЕРЕС (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Это интересно:

Связь между телом и душой как предмет исследования
Взаимоотношение физического (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактических данных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливого понимания тела и души, могут быть сформулированы с ...

Мотивация профессиональной педагогической деятельности
Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся ст ...

Анализ полученных данных
После обработки данных мы получили следующие результаты: Наиболее значимые терминальные ценности Среднее значение Место девушки юноши девушки юноши здоровье 2,15 2,65 1 2 любовь 4,35 8,65 2 материально обеспеченная жизнь ...