_Д_
Страница 4

ДВИЖЕНИЕ (англ. movement) — комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение, Построение движения, Психическая регуляция движений). (А. И. Назаров.)

ДВИЖЕНИЕ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ — см. Двигательный аппарат.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye movements) — разнообразные по функции, механизму и кинематическим свойствам вращения глаз в орбитах. К Д. г., т. о., не относятся аккомодация глаз и зрачковый рефлекс, которые осуществляются с помощью внутриглазных мышц, тогда как Д. г. выполняются посредством 3 пар внешних мышц, иннервируемых III, IV и VI парами черепно-мозговых нервов (см. Мозг). Глаз — один из самых подвижных органов тела, не знающий покоя даже во сне (одна из фаз сна получила название «быстрые Д. г.»), но все главные функции Д. г. связаны, прежде всего, со зрительным восприятием, именно оно возлагает на Д. г. определенные функции.

1. Первая очевидная функция Д. г. состоит в том, чтобы перевести (установить) ретинальное изображение объекта, находящегося на периферии поля зрения, в центральную область сетчатки диаметром ок. 4°, называемую «центральной ямкой» (fovea centralis) или просто «фовеа» (лат. fovea — яма), которая обеспечивает высокую остроту зрения. В центре фовеа существует еще более оптимальный для восприятия участок — фовеола (уже не «ямка», а «ямочка» — размером ок. 1° в диаметре). Эта установочная функция отсутствует у тех видов животных, глаза которых не имеют центральной ямки (среди млекопитающих фовеа есть только у приматов, но она есть также у птиц, некоторых ящериц и даже рыб). Реализуется установочная функция с помощью т. н. баллистических, быстрых Д. г., которые принято называть «саккадическими Д. г.» (скачкообразными). Когда мы осматриваем достаточно большой и сложно структурированный объект, изображение которого превышает размеры фовеолы (тем более фовеа, как, напр., страница книги), то приходится совершать много установочных движений. На длительных записях Д. г., совмещенных с осматриваемым объектом или сценой, можно наблюдать, что точки фиксации (остановок) концентрируются около наиболее информативных участков, что создает впечатление того, что глаза как бы ощупывают видимые объекты. Поэтому саккадические Д. г. иногда называют поисковыми, обследующими, гностическими.

2. Если объект движется или же движется наблюдатель (или только его голова) относительно объекта, то возникает необходимость поддерживать ретинальное изображение примерно в одном положении, что и делают следящие и компенсационные Д. г. (см. Нистагм). Можно сказать, что те и др. осуществляют функцию динамической фиксации, которая необходима даже тем видам животных, глаза которых не имеют фовеа. Поскольку при динамической фиксации глаза плавно подстраиваются под направление и скорость относительного движения объекта, то Д. г. получили название следящих Д. г. (син. плавные Д. г., медленные Д. г.), чья минимальная скорость — ок. 5 угл. мин/с, что приблизительно соответствует пороговой скорости восприятия движения объекта; максимальная скорость — ок. 30-40 угл. град/с. Без специальной тренировки человек не способен произвольно вызывать медленные Д. г. (вне ситуации слежения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

Практическая часть
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к ...

Исследование восприятия и оценки студентами психологического факультета ЯрГУ методов активного обучения
Цель исследования Цель данного исследования – изучить восприятие и оценку студентами методов активного обучения. При этом важно заметить, что в нашем исследовании мы рассматриваем метод абстрагировано от его конкретного применения. Несом ...

Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами[5]. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой вз ...