_Д_
Страница 1

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практической системы развивающего обучения, создал динамично развивающуюся научную школу. С основными положениями теории учебной деятельности Д. читатель может познакомиться из ряда статей данного словаря (см. Обучение и развитие, Учебная деятельность, Учебная задача, Учение и др.). Главные работы: «Виды обобщения в обучении» (1972); «Теория развивающего обучения» (1996). (Б. М.)

ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos — палец + logos — слово, речь) — дактильная речь — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Д.

Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. имеется столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка. По очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (напр.: о, м, п, ш).

Обычно дактильные знаки изображают пальцами одной руки, но в некоторых странах применяется и двуручная Д., построенная на использовании комбинированных движений пальцев обеих рук. См. Речи расстройства, Экспрессивная речь. (В. И. Лубовский)

ДАЛЬТОНИЗМ (англ. daltonism) — одна из форм частичной цветовой слепоты; сцепленное с полом наследственное нарушение цветового зрения, при котором не различаются преимущественно красные и зеленые цвета. У мужчин наблюдается в несколько раз чаще, чем у женщин. Д. страдал англ. химик и физик Джон Дальтон (Dalton), который первым (1794) описал данный дефект. См. Дейтеранопия. (Б. М.)

ДАУНА БОЛЕЗНЬ (англ. Down syndrome) — заболевание, впервые описанное англ. врачом Л. Дауном (Down, 1866). Частота Д. б. среди новорожденных составляет в среднем от 1:912 до 1:700. Выделяются 3 варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме, несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и мозаицизм (наличие клеток с нормальным и аномальным кариотипом, т. е. хромосомным набором). Наиболее частой формой является простая трисомия по 21-й хромосоме.

Заболевание характеризуется выраженной умственной отсталостью: в 75% случаев достигает степени имбецильности, в 20% — идиотии, в 5% — дебильности. Наблюдается недостаточность логической памяти и внимания. Моторное развитие задержано. Механическая память и подражательная деятельность более сохранны. У большинства больных отмечаются позднее появление и резкое недоразвитие речи: недостаточное понимание, бедный запас слов, дефект звукопроизношения. Дети с Д. б. отличаются живостью элементарных эмоций, они ласковы и легко привязываются к тем, кто за ними ухаживает. Однако для многих из них характерна неустойчивость настроения и раздражительность. Электроэнцефалографические исследования выявляют задержку формирования биоэлектрической активности, отсутствие или недостаточность дифференциации ритма, дизритмию и снижение реактивности. (Ю. В. Гущин.)

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА (англ. motor task).

1. Внешний или воображаемый эталон (образец) движения, которое субъект должен воспроизвести посредством двигательных манипуляций; объектом манипуляций м. б. органы управления, отдельные предметы (инструменты), собственное тело или его органы.

2. Вербализованное указание (или система указаний, инструкция) на то, что субъект должен сделать в данной ситуации посредством двигательной активности. На основе Д. з. и концептуальной модели (см. Двигательный навык) субъект формирует предварительный образ движения, включающий знание о цели, средствах и способах решения Д. з. (А. И. Назаров.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

_К_
КАБАНИС ПЬЕР-ЖАН-ЖОРЖ (Cabanis, 1757-1808) — фр. врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо. Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человек ...

Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. ...

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...