_Д_
Страница 13

ДЕМОКРИТ (из Абдеры) (Demokritos, ок. 460-371 до н. э.) — древнегреч. философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Душа рассматривалась Д. как материальное образование — совокупность наиболее подвижных атомов огня, которые вызывают движения и др. процессы в теле и рассеиваются после смерти тела. Восприятие Д. объяснял попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок (образов); мышление, которое может познавать и невидимое (сущностное), — определенным расположением атомов души. Целью жизни человека Д. считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т. п.). Понимание души Д. сыграло большую роль в утверждении детерминистского способа познания в психологии, хотя и подвергалось справедливой критике (особенно со стороны представителей философского идеализма) за невозможность в его рамках объяснить возникновение в сознании общих понятий и морально-этических категорий. (Е. Е. Соколова.)

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (англ. demonstrative movements of animals) — одна из форм общения животных, при которой взаимно или односторонне демонстрируются определенные внешние признаки (отдельные органы или участки тела, цветные узоры, структурные образования), максимально увеличивается объем тела и т. д. Эта демонстрация осуществляется с помощью специфических поз и движений, которые в разной степени ритуализированы и поэтому не обязательно носят характер строго фиксированных церемоний, но всегда выполняются подчеркнуто, нередко с «преувеличенной» интенсивностью. Д. п. ж. встречается чаще всего при запугивании и ухаживании и служит средством информирования о внутреннем состоянии животного. См. Релизер.

ДЕНОТАТ (от лат. denotatum — обозначаемое) — обозначаемый предмет. См. Семантика, Семантический треугольник.

ДЕПРЕССИВНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (от лат. de — приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, + realis — действительный) — нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным. Часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.

Д. сопровождается нарушениями памяти. Нередко возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются как ранее встречавшиеся (см. Псевдопамять, Узнавание). В др. случаях хорошо знакомая обстановка кажется незнакомой, впервые увиденной. Это состояние называется «никогда не виденное».

Существенной чертой Д. является переживание воспринимаемого как неясного, лишенного характера реальности. Д. может возникать как при поражениях мозга (особенно глубинных отделов височной области), так и в просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

ДЕРЕВО ПУРКИНЬЕ — см. Пуркинье дерево.

ДЕРМАТОГЛИФИКА (от гр. dermatos — кожа + gliphe — резьба) — изучение рельефных узоров на коже, образованных папиллярными линиями (папиллярные узоры) на ладонях, подушечках пальцев, ступнях ног. Папиллярные узоры являются конституциональными морфологическими свойствами (см. Конституция человека), которые имеются у людей и обезьян. Данные Д. представляют специальный интерес для физической антропологии (напр., в расоведении), генетики и криминалистики, применяющей с конца XIX в. дактилоскопический метод идентификации личности. (Б. М.)

ДЕРМОГРАФИЯ (англ. dermographia; от греч. derma — кожа + grapho — пишу; букв.: кожное письмо) — процедура исследования реакции изменения локальной окраски кожи в ответ на механическое воздействие (проведение тонких или широких линий), которая выражается в побелении и покраснении в месте штрихового раздражения. Реакция называется дермографизмом, квалифицируется как сосудистая (вазомоторная) и при определенных условиях служит показателем состояния сосудов и вегетативной н. с. (Б. М.)

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Это интересно:

Неврозы
Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний. Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жал ...

Игры и их роль в психокоррекции дошкольников и младших школьников
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников. Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет данные исследования К. Левина и его сотрудников о ро ...

Обсуждение результатов
Обсуждение результатов корреляционного анализа. Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о связи самодостаточности личности родителя и принятия ребенка. Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмо ...