_Г_
Страница 19

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — см. Человекознание.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (от лат. humor — жидкость) — координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью различных веществ (в т. ч. гормонов). У высокоразвитых организмов — подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции. См. Гомеостаз.

ГУМОРАЛЬНЫЙ (от лат. humor — жидкость) — относящийся к жидкостям в организме (кровь, лимфа, желчь, слюна, слезы и др.). См. Темперамент.

ГУМОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР (или агент) — любое биологически активное вещество в жидкостях организма (напр., гормон в крови), образующееся в организме и участвующее в гуморальной регуляции. Древнегреч. врачи и философы считали, что Г. фактором обусловлены не только физические, но и психические состояния и свойства человека. Так, античная концепция темперамента утверждала, что пропорцией 4 кардинальных жидкостей в организме определяется тип темперамента (гуморальная концепция темперамента). (Б. М.)

Страницы: 14 15 16 17 18 19 


Это интересно:

Выводы
Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является ф ...

Мотивация учебной деятельности.
Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории: 1. Внутренние исто ...

Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности
Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод ...