СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом.
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объёмах он должен делать в организации, с кем и сколько времени функционировать и т.п. Организационное окружение - эта та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. [6]
Группа, или малая группа, - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. [5] Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.
Характерные особенности группы:
· Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения МЫ, У НАС, НАШИ, НАМ и т.п.
· Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора. В группе люди непосредственно общаются, придавая формальным взаимодействиям "человеческую" форму
· В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Существует два типа групп:
1. Формальные - выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определённую структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закреплённые за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, например бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определённой целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
2. Неформальные - создаются не распоряжением руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и т.п. Они имеют свои неписанные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В этих группах складывается определённое распределение ролей и позиций. Обычно они имеют явно или неявно выраженного лидера.
Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций.
Типы коммуникативных сетей в группе:
Это интересно:
Исторические основания психологии
Современная психология уходит своими корнями к философии IV-V веков до нашей эры. Великие греческие философы Сократ, Платон и Аристотель поставили фундаментальные вопросы о психической жизни человека. Например: верно ли люди воспринимают ...
Имидж организации
Имидж организации – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса ...
Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...