В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов оказывает влияние на специфику их стиля общения, вследствие этого, для более опытных сотрудников ОВД характерно повышение коммуникативных способностей, что обусловлено развитием навыка решения конфликтных ситуаций, обусловленных трудовой деятельностью.
Выборка исследования – молодые сотрудники ОВД Медведевского района, работающие менее 5-ти лет (15 человек) и сотрудники, имеющие трудовой стаж от 5 до 21 года (15 человек). Всего 30 человек – мужчины и женщины в возрасте от 23 до 45 лет. Диаграмма на рисунке 1 показывает величину трудового стажа сотрудников ОВД.
Рис.1. Величина трудового стажа сотрудников ОВД
Использовались следующие методики:
Тест "Ваш стиль общения"
Тест определяет стиль поведения тестируемого. У каждого человека существует излюбленная манера общения — то, что обычно называют стилем общения. Данный тест помогает определить стиль общения конкретного человека. С его помощью можно узнать, достаточно ли человек корректен в отношениях с сотрудниками, членами семьи, друзьями, и каково им общаться с ним.
Тест состоит из 20 вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Необходимо отметить наиболее подходящий ответ. Если ни один из предложенных ответов не подходит, испытуемый переходит к следующему вопросу. Количество баллов, полученных за выбранные ответы, подсчитывается по специальной таблице. Затем делается вывод о степени агрессивности и общительности испытуемого.
Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Методика «КОС-2» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.
Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения на ситуацию, предложенную консультантом.Анкетная часть методики «KOC-2» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, т. е. «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
1. Методика описания поведения личности в конфликтной ситуации (К. Томаса в модификации Н.В. Гришиной).
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.
Это интересно:
Психологические механизмы формирования профессиональной направленности
личности
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек – профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профес ...
Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов:
Активные методы обучения
- это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...
Физические возможности детей шести лет
По имеющимся в науке данным, анатомо-физическое развитие шестилетних детей достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих услов ...