Совершенно иные результаты получены нами по выборке медицинских сестер (рисунок 10).
Рис. 10. Корреляционная плеяда на выборке медицинских сестер
Примечание:
1 – Соперничество, 2 – Приспособление, 3 – Агрессивность, 4 – Организаторские способности, 5 – Энергичность в работе, 6 – Энергичность в общении, 7 – Пластичность в работе, 8 – Темп в работе, 9– Темп в общении.
Отрицательная связь на уровне 0,05
Уровень связи 0,05
Уровень связи 0,01
По рисунку 8 видно, что корреляционные связи между переменными немногочисленные. Поэтому мы можем заключить, что особенности коммуникативной сферы, темперамент медицинских сестер не влияют друг на друга и не оказывают существенного влияния на выбираемый ими стиль поведения в конфликте. Видимо, существуют иные детерминанты их поведения в конфликте, не изученные нами в рамках данного исследования. Однако, корреляционный анализ показал, что существует отрицательная связь между стилями соперничества и приспособления у медицинских сестер. В свою очередь стиль приспособления, как и у врачей, коррелирует с агрессивностью. Таким образом, агрессивность косвенно (через приспособление) связана со стилем соперничества: высокая агрессивность уменьшает вероятность использования стиля приспособления, тем самым, увеличивая вероятность использования стиля соперничества. Особенности темперамента медицинских сестер связаны лишь с их организаторскими способностями, не оказывая какого-либо влияния на их стиль поведения в конфликте.
Для разделения врачей и медицинских сестер на группы по их индивидуально-психологическим характеристикам был использован кластерный анализ – метод средней связи. Графически результаты кластеризации по выборке врачей представлены на дендограмме (рисунок 11). Таблицы последовательности агломерации находятся в Приложении 9.
Рис. 11. Дендограмма для врачей (метод средней связи)
По данным дендограммы мы получили возможность сгруппировать врачей по изученным признакам в 3 группы.
I группа врачей (испытуемые под номерами 1, 3, 5, 7, 9). Эту группу составляют врачи с сангвиническим типом темперамента. Они обладают высокими организаторскими и средними коммуникативными способностями. В качестве предпочитаемого стиля поведения в конфликте используют приспособление.
II группа врачей (испытуемые под номерами 2, 6). В данную группу вошли врачи с холерическим типом темперамента. Их организаторские способности средние, плохо развиты коммуникативные способности. Как и врачи предыдущей группы предпочитают стиль приспособления.
III группа врачей (испытуемые под номерами 4, 8, 10). Группу составили врачи с флегматическим и меланхолическим типами темперамента. Их организаторские и коммуникативные способности соответствуют низкому уровню развития. Чаще используют стиль избегания.
С помощью непараметрического критерия H – Краскала-Уоллеса для сравнения более двух независимых выборок нами были выделены основные параметры классификации врачей. В качестве подобных параметров выступили: организаторские способности, коммуникативные способности, особенности темперамента (энергичность в работе и общении, эмоциональность в работе, пластичность в работе и общении, темп в работе и общении), склонность к стилю избеганию, компромиссу, соперничеству. В результате можно заключить, что врачи I группы менее других склонны использовать стиль избегание. Наибольшая склонность с избеганию выявлена у врачей III группы. Они показывают меньшую вероятность использования таких стилей поведения в конфликте, как компромисс и соперничество. Более всего подвержены компромиссу и соперничеству врачи II группы. Таблицы с расчетами применяемого критерия находятся в Приложении 10.
Это интересно:
Контрбалансировка
Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия ...
Психологические
особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и д ...
Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. ...