В данной работе нами поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны медицинские работники в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально-поведенческими особенностями такими как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровнем агрессивности в отношениях. Но так как объектом нашего исследования являются конфликтные ситуации в коллективе медицинских работников, то, прежде всего, необходимо выявить какие типы конфликтных ситуаций встречаются в данном коллективе. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи данного исследования:
1) Определить типы конфликтных ситуаций встречаются в данном коллективе
2) Выявить существует ли взаимосвязь индивидуально поведенческих особенностей медицинских работников и выбираемого ими стиля поведения в конфликтных ситуациях.
В исследовании принимали участие медицинские работники поликлиники ГУ РМЭ "Козьмодемьянской ЦРБ" 20 человек (10 врачей и 10 медицинских сестер) в возрасте 45-50 лет.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено эмпирическое исследование с использованием следующих диагностических методик.
Методика 1 Выявление типов конфликтов
для выявления типов конфликтных ситуаций нами было разработано специализированное интервью, которое мы назвали "Выявление типов конфликтов" целью которого является выявление типов конфликтов в данном коллективе. В данном интервью испытуемому предлагается указать свою профессию (медицинская сестра или врач) указать свой общий трудовой стаж, стаж работы в данном коллективе, указать часто ли происходят конфликты в данной организации, и какие типы конфликтов типы конфликтов, по мнению испытуемого, происходят в данном коллективе например, конфликты врач-врач, врач-медсестра, медсестра –медсестра, врач-пациент, медсестра- пациент каждый из перечисленных типов конфликтов испытуемому предлагается оценить по пятибалльной шкале. Оценка 1 означает, что данный конфликт происходит реже всего, оценка 5 свидетельствует о том, что данный конфликт происходит чаще всего. После чего баллы по каждому типу конфликта суммируются и делается вывод о степени выраженности тех или иных конфликтных ситуаций.
2. Методика оценки свойств темперамента (В.М. Русалов).
Цель методики - количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
Инструкция:
при работе с методикой испытуемый должен однозначно ответить да или нет. При положительном ответе ставят знак "+", при отрицательном "-". Нейтральных ответов "нет" и ухода от ответа не допускается.
Это интересно:
Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее разработке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения р ...
Современные направления психологии
Несмотря на весомый вклад гештальт-психологии и психоанализа, до Второй мировой войны в психологии господствовал бихевиоризм, в особенности в Соединенных Штатах. После войны интерес к психологии возрос. Появились сложные инструменты и эле ...
Исследование уровня развития взаимоотношений
работников
1. Служба изоляции (5 человек):
Коммуникативные взаимоотношения работников данного отдела имеют невысокий уровень развития положительной тенденции (0,5). Это значит, что процесс обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию (коммуник ...