Диагностика и коррекция психологической готовности детей к обучению в школе — одно из приоритетных направлений практической психологии образования, предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов.[15]
Диагностика – учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.
Психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.[22]
Психокоррекция – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе:
Для организации наиболее эффективной коррекционной работы в школе необходимо учитывать принцип ведущей деятельности, выступающий основным механизмом формирования психологических новообразований.
Принцип управления техническим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.
Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.
Учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
Формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
Пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.[5,14,31]
Коррекционно-развивающие занятия должны способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). От того как сумеет педагог-психолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность.
Это интересно:
Выводы
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий ...
Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста. Познавательная
деятельность детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственно ...
_Т_
ТАКСИСЫ (от греч. taxis — порядок, расположение) — врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно необходимых условий среды (положительные Т.) или в направлении от не ...