Введение
Страница 1

В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.

По мнению ряда ученых, профессиональная деятельность педагога – это один из наиболее напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, вследствие чего её можно отнести к разряду тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания (М. В. Борисова, Д. Р. Мерзлякова)

К основным факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание педагога, можно отнести ежедневные рабочие, эмоциональные перегрузки, высокий динамизм, нехватку времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Так же сюда можно отнести наличие ежедневных стрессовых ситуаций, которые возникают в учебном процессе (Л. М. Митина, Р. В. Овчарова).

Синдром выгорания наносит ущерб здоровью учителя, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.

Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций (Р. Лазарус).

Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг - стратегии.

Изучение стрессоустойчивости и механизмов копинг поведения приобретает особую актуальность в связи с отсутствием единой теории, адекватно поясняющей особенности и специфику совладающего поведения в профессиональной деятельности данной группы специалистов.

Понятия «копинг» (преодолевающее поведение) и «эмоциональное выгорание» - относительно новые понятия в психологии, которые представляют собой целое направление современных исследований в науке, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых. В связи с этим, в настоящее время насчитывается довольно ограниченное число работ, которые посвящены изучению способов преодоления педагогами эмоциональных стрессов и технологий сохранения средовых и личностных ресурсов для успешного совладания.

Знание особенностей механизмов копинг – поведения, лежащих в основе формирования стрессоустойчивости педагогов, поможет строить более целенаправленные программы для профилактики выгорания и выработки педагогами продуктивных копинг–стратегий, направленных на повышение адаптационного потенциала и сохранение копинг - ресурсов личности.

Цель

исследования – изучение копинг поведения педагогов с разной степенью выраженности синдрома «эмоционального выгорания».

Объект

исследования – личностный адаптационный потенциал педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.

Предмет

исследования – копинг – ресурсы педагогов как компонент личностного адаптационного потенциала.

Гипотеза

исследования основана на предположении о том, что существуют различия в использовании копинг – стратегий и ресурсов совладания педагогами с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи

:

Рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания и копинга.

Выявить степень выраженности и структуру синдрома «эмоционального выгорания» педагогов.

Сравнить наиболее предпочитаемые стратегии копинг поведения педагогов с разной степенью выраженности эмоционального выгорания.

Разработать практические рекомендации по использованию полученных в ходе исследования результатов.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методы

:

теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования).

эмпирические методы: (анкетирование; психодиагностика, которая осуществлялась с помощью следующих методик:

Страницы: 1 2


Это интересно:

Общая характеристика методов обучения
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика пре ...

Выводы
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий ...

Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знан ...