Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
Страница 3

Частная психотерапия у детей может быть индивидуальной, групповой, семейной. Она должна по возможности перестраивать личность ребенка, изменять и гармонизировать его отношения с социальной микросредой. Необходима работа с родителями (“психотерапия среды”), поскольку аналогичные отклонения обнаруживаются у одного из них (чаще у матери). Психотравмирующее воздействие матери на ребенка называют “материнским неврозом”. Неправильное поведение родных поддерживает и усугубляет психоэмоциональные расстройства у детей, а формирование оптимального настроя родителей на лечение, изменение их взглядов на воспитание и привлечение к сотрудничеству с врачом в разрешении ряда семейных проблем создают предпосылки для психотерапии детей.

Физиотерапия достигла больших успехов в лечении ВСД; применяются ультразвук, синусоидальные модулированные токи, индуктотермия, электросон, гальванизация по рефлекторно-сег ментарной методике или методом общего воздействия, аппликации парафина и озокерита на шейно-затылочную область. Особенно широко распространен электрофорез лекарственных веществ поперечно па верхнешейный отдел позвоночника. При ваготонии проводится электрофорез с кальцием, кофеином, мезатоном, при симпатикотонии-0,5% раствором эуфиллина, папаверином, магнием, бромом. На курс рекомендуется 10-12 процедур, через 1,5-2 мес лечение можно повторить.

Водные процедуры оказывают значительное положительное влияние на детей с ВСД. Рекомендуют плавание, контрастные ванны, веерный и циркулярный душ; при симпатикотонии помогают углекислые и сульфидные ванны, при ваготонии - солено-хвойные (100 г морской соли на 10 л воды с хвойным экстрактом) и радоновые ванны (35°С). Температура воды при гидротерапии должна быть не намного ниже температуры тела, ее постепенно понижают, после чего энергично растирают жестким полотенцем и согревают ребенка.

Массаж позвоночника (шейного и поясничного отделов), воротниковой зоны, головы у детей с ВСД еще не занял достойного места. При артериальной гипотензии показан массаж конечностей п туловища сухими щетками. Несомненно, что в ближайшем будущем большее место в лечении ВСД у детей займет иглорефлексотерапия. Метод практически безвреден, сравнительно прост в руках специалиста и может успешно дополнять или заменять другое, в частности фармакологическое, лечение.

Медикаментозная терапия назначается, во-первых, после использования комплекса описанных выше мероприятий или в сочетании с ними; во-вторых, ее следует начинать с наиболее известных и обладающих наименьшими побочными действиями препаратов (валериана, бром, заманиха и др.); в-третьих, в связи с длительным лечением не следует назначать сразу много лекарств; постепенно одно сменяют другим, чередуют различные методы воздействия на организм.

Седативные препараты регулируют торможение и возбуждение ЦНС. К ним относятся настой лекарственных растений (шалфей, боярышник, валериана, багульник, пустырник, зверобой), дающие одновременно и легкий дегидратирующий эффект, настойка валерианы с пустырником по 1-2 капли на год жизни ребенка 3 раза в день, микстура Павлова. Все эти средства дают длительно (6-12 мес. и более) прерывистыми курсами по 2- 4 недели.

Успокаивающие средства делят на транквилизаторы и нейролептики. Транквилизаторы действуют успокаивающе, уменьшают невротические проявления (страх, тревогу, боязнь), обладают вегетотропным свойством, дают хороший эффект при функциональных кардиопатиях (экстрасистолиях, кардиалгиях), сосудистых дистониях (устраняют лабильность АД), облегчают засыпание, некоторые из них оказывают противосудо рожное действие. При симпатикотонии, гиперсимпатикотонической реактивности применяют производные бензодиазепина: седуксен (диазепам) по 5-15 мг/сут, тазепам (оксазепам) по 15-30 мг/сут, элениум (хлордиазепоксид) до 5- 15 мг/сут и др. Эти препараты не рекомендуется давать детям с исходным ваготоническим тонусом, недостаточными обеспечением и реактивностью, наклонностью к гипотонии. При ваготонии применяют амизил по 1-3 мг/сут, который обладает М-холинолитическим центральным действием, уменьшает секрецию спинномозговой жидкости. При смешанных вариантах ВСД хороший аффект дает мепробамат по 0,2-0,8 г/сут, фенибут по 0,25- 0,5 г/сут, беллоид и белласпон (беллатаминал) не более 1-3 таблеток в сутки в зависимости от возраста; этим препаратам присуща одновременно адрено- и холинолитическая активность. Все транквилизаторы детям с ВСД и функциональными кардиопатия ми начинают давать с минимальных доз (по 1/3-1/2 таблетки в сутки) и медленно их увеличивают, не превышая указанных. Давать лекарство лучше в послеобеденные или вечерние часы. Малые дозы, например, седуксена, снимая внутреннюю напряженность, повышают активность больного, а более высокие дозы дают значительный седативный и даже снотворный эффект. Длительность лечения малыми дозами колеблется от 2 до 6-12 мес. и более, проводят непрерывные курсы в течение 1-2 мес., затем суточную долу препаратов сокращают на 1/3. При стабилизации состояния через 3-4 мес. доза может составлять 25-30% первоначальной. Если эффективность лечения уменьшается, то следует сменить препарат. При успешных результатах препарат отменяют постепенно, лучше с использованием прерывистых курсов (1 нед. прием, 1 нед перерыв).

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Консультативная психологическая помощь семье. Виды консультативной помощи
Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функциониров ...

Введение.
В этой работе, мы продолжаем изучать такое явление политической психологии как оппозиционное поведение. В своих предыдущих работах мы уже коснулись личностных характеристик и особенностей мотивационной сферы оппозиционеров. В этой же рабо ...

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...