Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
Страница 2

1. Снятие страха перед возможным приступом и во время приступа.

2. Нормализация артериального давления.

3. Урежение частоты сердечных сокращений.

4. Снятие спастического состояния полых внутренних органов.

5. Восстановление биоэнергетического равновесия организма.

6. Укрепление и тонизация нервной системы (формирование психологической защиты и устойчивости к стрессам).

7. Восстановление веры в силу и возможности собственного организма.

ВСД-состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с первичными или вторичными отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервной системы. ВСД, не самостоятельная нозологическая форма, а синдром, возникающий при многих видах патологии.

Единой приемлемой для практики классификации ВСД не существует. А.М. Вейн с соавт. (1981) предлагают выделять вегетативные нарушения по симпатикотоническому, ваготоническому и смешанному типу с учетом их возможного латентного, перманентного и пароксизмального характера.

Принципы лечения ВСД у детей следующие:

необходимо у ччитывать этиологию и атогенез ВСД у конкретного ребенка, так как симптоматическая терапия дает временный эффект;

лечение должно быть комплексным и включать различные виды воздействия на организм;

целесообразно проводить лечение длительно - для ликвидации изменений в ВНС нередко требуется больше времени, чем для их формирования;

терапия должна быть своевременной, так как эффект от лечения при ВСД тем лучше, чем раньше оно начато; по мере прогрессирования патохарактерологических изменений эффективность лечения снижается;

патогенетическую терапию следует проводить обязательно с учетом типа ВСД. При различных исходном вегетативном тонусе и вегетативном кризе правильнее ориентироваться на межпароксизмальное состояние

психотерапевтические мероприятия должны касаться не только ребенка, но и родителей;

лечение проводит педиатр, кардотревматолог совместно с невропатологом, эрудированным в вопросах вегетологии и кардиоцеребральных взаимоотношений.

Основные виды терапии ВСД включают комплекс немедикаментозных и медикаментозных мероприятий. Детям с незначительными признаками ВСД (вегетативная лабильность) показана немедикаментозная коррекция вегетативной дисфункции, и только в случаях выраженных и/или длительно существующих проявлений прибегают к лекарственным препаратам.

Большое значение в ликвидации ВСД имеет нормализация труда, отдыха, распорядка дня. В настоящее время повсеместно повышается умственная и снижается физическая нагрузка (гиподинамия) у детей с первых лет жизни. Однако умственное и эмоциональное напряжение можно устранить только с помощью физических упражнений. Лучшими видами спорта для детей с ВСД являются плавание, лыжи, коньки, катание на велосипеде, ходьба. Нежелательны (в частности, детям с симпатикотонией) занятия спортом с толчнообразными движениями (прыжки, упражнения на брусьях, борьба, карате). Нередко детей с ВСД и функциональной кардиопатией необоснованно освобождают от занятий физкультурой. Созникающие при этом гиподинамия, психологический стресс, ожирение еще больше усугубляют вегетативную дисфункцию. Большое значение имеет также достаточный по глубине и продолжительности сон ребенка. Следует избегать злоупотребления просмотром телепередач. Детям показаны активное санаторно-курортное лечение, ЛФК. Детей с сердечно-сосудистыми изменениями на почве вегетативной дисфункции необходимо не только лечить, но и учить приспосабливаться и сохранять равновесне в постоянных условиях, а не искусственно изолировать от жизненной среды. Полный физический и психический покой неблагоприятно влияет на ВСД

Определенное значение в лечении и профилактике ВСД имеет питание. Основы профилактики раннего атеросклероза и гипертонической болезни (не переедать, ограничивать жидкость и соль, есть часто и понемногу, избегать гиперкалорийных продуктов) абсолютно справедливы и для детей с ВСД. При симпатикотонии рекомендуется ограниченное употребление кропкого чая, кофе.

В лечении ВСД как психовегетативного синдрома особое значение придается психотерапии, которую врач должен проводить с ребенком и родителями с целью выработки адекватной реакции на заболевание. Психотерапия детей и подростков (аутотренинг, релаксация и др.) имеет огромное значение в связи с увеличивающимся числом пограничных нервно-психических нарушений. Пренебрежение психотерапией в конечном счете приведет к невосполнимым социальным и экономическим потерям, к росту расходнее еа поддержание психического здоровья тех, кому в детстве своевременно не помогли. В процессе беседы врач выявляет характерологические особенности больного, обстановку в семье, но возможности уточняет психотравмирующий фактор. Детям и родителям необходимо разъяснить сущность заболевания, безопасность для жизни изменений сердечно-сосудистой системы, и в то же время подготовить их к длительному лечению. Результаты терапии детей с ВСД во многом будут определяться глубиной контакта с врачом. Педиатр, назначая лечение ребенку с психовегетативным синдромом, должен показать свою веру в его эффективность и полезность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Функции имиджа
Главная функция имиджа – приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются дейс ...

Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Эмоции (общий обзор)
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потр ...

_И_
ИГНОРИРОВАНИЯ СИНДРОМ (англ. neglect). Возникает в основном при правополушарных поражениях мозга. Проявляется в «невосприятии» стимулов, расположенных в левой половине пространства: больные не воспринимают стимулы в левом зрительном поле, ...