К концу 1930-х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более острым становился вопрос успешности управления человеком сложной техникой, быстрого и качественного обучения данным навыкам, иначе — вопросы взаимодействия человека с информацией. В новых исторических и экономических условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции и эмоциональное состояние.
Понятно, что акценты внимания науки о человеке как субъекте трудовой деятельности не могли не сместиться. Возникла объективная необходимость в разработке новых соответствующих методик, становлении новой методологии. «Венцом» этих процессов стало выделение и развитие нового научного направления, а позже — и полноправной научной дисциплины — инженерной психологии.
Под инженерной психологией
понимают «научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина". Субъект труда — "оператор" — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы»
Инженерная психология не только изучает, но и «преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, технологией процессов и правоведением». Изучая труд оператора и его профессию в целом, она «выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность»
За прошедшие более полувека развития из инженерной психологии выделились полноценные «дочерние ветви», в частности — авиационная психология
(изучающая влияние на «оператора-летчика» факторов физических перегрузок) и космическая психология
(изучающая влияние на «оператора-космонавта» факторов физических перегрузок, невесомости, длительной изоляции от привычной среды обитания, ограничения и вынужденные коммуникации в замкнутой социальной группе и т. д.).
Инженерная психология как научная дисциплина активно развивается, вбирая в свой методологический и методический арсенал как достижения психологии в целом, так и ценности современного общества. Ю. К. Стрелков, один из ведущих специалистов, предлагает для теоретического анализа проблем дисциплины использовать схему «субъект - действие - объект - окружающий мир», принцип «здесь и теперь», понятия сознания и бессознательного, общения, профессиональной карьеры и др. Предметом дисциплины в настоящее время должны стать «не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь человека труда»
Это интересно:
Психолого-педагогические основы активных методов обучения
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. ...
Сводные братья и сестры
Отношения между сводными детьми могут варьироваться от взаимного расположения и даже любви до ревности, недоверия, ненависти и активного стремления добиться первенства в новой семье. Взаимоотношения сводных детей представляют собой все мн ...
Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное
восприятие – как перцептивная сторона общения
Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера п ...