Инженерная психология

К концу 1930-х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более острым становился вопрос успешности управления человеком сложной техникой, быстрого и качественного обучения данным навыкам, иначе — вопросы взаимодействия человека с информацией. В новых исторических и экономических условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции и эмоциональное состояние.

Понятно, что акценты внимания науки о человеке как субъекте трудовой деятельности не могли не сместиться. Возникла объективная необходимость в разработке новых соответствующих методик, становлении новой методологии. «Венцом» этих процессов стало выделение и развитие нового научного направления, а позже — и полноправной научной дисциплины — инженерной психологии.

Под инженерной психологией

понимают «научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина". Субъект труда — "оператор" — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы»

Инженерная психология не только изучает, но и «преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, технологией процессов и правоведением». Изучая труд оператора и его профессию в целом, она «выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность»

За прошедшие более полувека развития из инженерной психологии выделились полноценные «дочерние ветви», в частности — авиационная психология

(изучающая влияние на «оператора-летчика» факторов физических перегрузок) и космическая психология

(изучающая влияние на «оператора-космонавта» факторов физических перегрузок, невесомости, длительной изоляции от привычной среды обитания, ограничения и вынужденные коммуникации в замкнутой социальной группе и т. д.).

Инженерная психология как научная дисциплина активно развивается, вбирая в свой методологический и методический арсенал как достижения психологии в целом, так и ценности современного общества. Ю. К. Стрелков, один из ведущих специалистов, предлагает для теоретического анализа проблем дисциплины использовать схему «субъект - действие - объект - окружающий мир», принцип «здесь и теперь», понятия сознания и бессознательного, общения, профессиональной карьеры и др. Предметом дисциплины в настоящее время должны стать «не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь человека труда»


Это интересно:

Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение эксперимента
Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик: 1. Экспериментальная ...

Психологические особенности женщин зрелого возраста. Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость ...

Трудовая деятельность и методы стимулирования роста производительности труда
Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественн ...