Психические состояния личности и формы их проявления
Страница 2

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Например, страсть как психическое состояние, гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такие подразделения особенно важны с практической точки зрения, и в первую очередь, с педагогической. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение – примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, а утомление может иметь разный уровень осознанности.

Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач, однако мы видим смешение отдельных понятий, например, таких как состояния и психические процессы (в данном случае имеется в виду рассеянность, которую скорее можно отнести к характеристикам внимания).

В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса – «уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности»[23,c.2]. Такой подход связан с функционированием мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами и особенностями деятельности. Установлено, что содержательная сторона ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства.

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин [12,с.400]. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения.

По определению Ильина, психофизиологическое состояние – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Е.П. Ильин считает, что переживания, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т.п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизическом состоянии. Следовательно, психическая сторона находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая – в изменении ряда функций, и а первую очередь, вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождается изменениями ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии [12,c.412].

Таким образом, в концепции Ильина можно выделить несколько основных положений. В-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний. Следовательно, состояние отражает уровень функционирования, как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логически говорить не о физиологических и психических состояниях, а о функциональных состояниях.

Все рассмотренные подходы понимания психического состояния соответствуют сути рассматриваемого явления. Поскольку, психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях и конкретное время.

Таким образом, психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта).

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Распределение внимания
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Примером могут служить два ис ...

Структура имиджа организации
Структура имиджа организации имеет иерархическое строение. Каждый уровень иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень посредством композиции соответствующего вклада (приоритетов) элементов нижнего уровня по отношению к элем ...

Аутогенная тренировка и самовнушение как саморегуляция психических состояний. Этапы развития и теоретические основы аутогенной тренировки
Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека путем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомасса ...