Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствие эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.
Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В тоже время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций [31,с.98]. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.
Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы [31,с.168].
Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга [30,с.39].
Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого [30,с. 344].
Это интересно:
Сравнительный анализ ценностных ориентаций руководителя и ценностей
корпоративной культуры организации
Изучение ценностных ориентаций руководителя мы осуществляли с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Прежде чем обрабатывать полученные данные мы разделили ценности, предложенные в двух списках (терминальные и инструментальн ...
Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у
детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.
В результате обработки теста Р. Теммл и ...
Методы развития рефлексии у студентов ВУЗа. Рефлексивно-перцептивный
тренинг (РП-тренинг)
Название РП-тренинга достаточно полно отражает основную цель его проведения: освоение участниками приемов и методов более глубокого проник-новения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей само-анализа (рефлексии) и к б ...