Теоретико-методологигические основы изучения эмоциональной сферы личности. Физиологические основы и психологические теории эмоций
Страница 1

Полезная информация » Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности » Теоретико-методологигические основы изучения эмоциональной сферы личности. Физиологические основы и психологические теории эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний [28,с.128.]. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них распознается человеком как субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особое выражение лица. Пятая связана с генерализированными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции отношение к происходящим событиям становится негативным. Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией. Например, гнев, может привести к агрессивному поведению [22,с.406].

Сама по себе ни одна из перечисленных выше составляющих, собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно, причем, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие.

Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя, непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые, указанные выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов [36,с 32].

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих эмоциях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Выводы
Итак, ортогональность рефлексии относительно трех традицион­но выделяемых общих способностей, а также ее высокий факторный статус, сравнимый со статусом интеллекта, обучаемости и креатив­ности, свидетельствуют о правомерности нашей гипоте ...

Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
Как уже говорилось, ВСД - это синдром, т.е. совокупность симптомов. Поэтому и лечение может быть только комплексное. Лечение одним каким-то методом чаще всего не срабатывает. I. Лечение вегетососудистой дистонии должно быть комплексным и ...

Приложения
Приложение 1 «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов Инструкции: Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Вы должны в каждой из 20 пар пред ...