Введение
Страница 1

Актуальность. В связи с непрерывным ростом социальной, экономической, технико-технологической, экологической экстремальности нашей жизни и деятельности происходят существенные нарушения функционального состояния организма и психики, что в свою очередь является одной из причин расстройства здоровья, снижение профессионального долголетия (Анохин П.К., Березин Ф.Б., Немчин Т.А. и др.).

Во многих сферах активности человека растет количество проблемных ситуаций, повышается уровень профессиональной, социальной значимости и ответственности за результаты и последствия деятельности. В этих условиях развиваются различные формы нарушений функциональных состояний (утомление, стресс, депрессия, тревожность, эмоциональное выгорание и др.), для противодействия которым следует использовать не только известный комплекс превентивных и оперативных воздействий, но и другие приемы коррекции, субъектом своего измененного состояния.

Все, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых человек получает через ощущения, например, цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для индивида. Ощущая их, человек испытывает удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх и др. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Чувства – это особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о чувстве как особом эмоциональном состоянии человека. Например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д.

Психические состояния, как целостные характеристики психической деятельности человека сопровождают его всю жизнь. Они характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием и полярностью. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. Выделяют типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе), так и в профессиональной деятельности. Сюда можно отнести профессиональную пригодность, осознание значимости своей профессии, радость от успехов в работе, волевую активность.

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные, которые приводят к повышенной эмоциональной напряженности. Особое значение имеют психогенные факторы, способные стимулировать развитие состояния эмоциональной напряженности. Те или иные воздействия со стороны внешней и внутренней среды могут вызвать индивидуальное к ним отношение и ответ в виде эмоционального возбуждения. При чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности, характеризуемой временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов.

Бурно протекающий эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и отрицательных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Поэтому переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очере ...

Классификация типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания
Также существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению З.Д.Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциона ...

Воздействие средств массовой информации на выражение агрессии детьми
Вопрос о том, повышается ли уровень агрессии детей вследствие просмотра телепередач, включающих сцены насилия, до сих пор остается спорным. Хотя многие наблюдатели считают, что насилие, показываемое по телевидению, воздействует на поведен ...