Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма в деятельности человека (Ильин Е.П., Изард К.Э., Вилюнас В.К., Додонов Б.И., Чебыкин А.Я. и др.).
Для стабилизации эмоциональной сферы личности разработан и используется целый комплекс специальных средств (дыхательная и мышечная релаксация, биологическая обратная связь). В последние годы ведущим методом психотерапии в ряде стран стала аутогенная тренировка. Используется как классическая методика, разработанная И.Шульцем, так и комбинированные модифицированные методики (Г.С. Беляев, Т.Л. Бортник, М.С. Лебединский, И.К. Мировский, А.С. Ромен, А.М. Свядощ и др.).
Цель исследования: изучить влияние аутогенной тренировки на изменение негативных психических состояний личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную методическую и научно-психологическую литературу по проблемам влияния психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности;
2. Подобрать методы, позволяющие выявить влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности;
3. Провести констатирующий и формирующий эксперимент (апробацию программы – влияния аутогенной тренировки на негативные эмоциональные состояния личности);
4. Сравнить результаты диагностики негативных эмоциональных состояний личности на разных этапах эксперимента.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аутогенная тренировка способствует нормализации эмоционального состояния личности.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: тревожность, фрустрация, агрессивность личности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: тестирование («Шкала самооценки личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера; Тест-опросник «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка); методы статистической обработки: качественный и количественный анализ с элементами t-критерия Стьюдента.
Структура работы состоит из введения, 3 разделов, выводов, списка литературы и приложения. В работу включены 10 таблиц и 9 диаграмм. Общий объем работы 70 страниц, из них 66 страниц основного текста.
Это интересно:
Виды внимания
Смотря по тому, какой характер имеет господствующее впечатление, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное внимание. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь ...
Структура педагогической деятельности
Для определения исследуемого понятия снова обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева [1, с.213]: "Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство".
Начальный компонент педагогичес ...
Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у
детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.
В результате обработки теста Р. Теммл и ...